Чукотский автономный округ

Материалы » Историко-культурная характеристика Дальнего Востока России » Чукотский автономный округ

Первые упоминания о Чукотке в русских документах появились в 40-х годах XVП века.

В 1931 году в Чукотском поселке Уэлен была организована косторезная мастерская, в которую объединились народные мастера из Уэлена и других поселков – из Нунямо, Лаврентия, Дежнева, Наукана. В мастерской, как в старину продолжали резать из кости по большей части фигурки животных и сцены охоты, поражающие лаконизмом, силой обобщения, красотой, чувством материала, а на пластинах гравировать целые жанровые картины.

Конечно, в старину и резьба, и сами фигурки имели магический смысл, должны были уберечь от злых духов, помочь в охоте. Утрачивая мало-помалу ритуальный смысл, эти фигурки стали произведением народного искусства. Так родился художественный промысел.

Отражение в гравировке по кости фольклорных сюжетов – одно из художественных направлений в развитии современного чукотско-эскимосского косторезного искусства.

В области создания миниатюрной скульптуры работают в основном мужчины. Общим для всех мастеров является приверженность к анималистической скульптуре – изображению животных, особое проникновение в мир северных зверей, обусловленное восприятием художника-охотника, особое отношение к животным отголоски которого восходят к глубокой древности.

Минимум порезок, наполненность скульптурной формы, отшлифованная поверхность типичны для этих небольших скульптур.

Особое чувство материала свойственно жителям Чукотского побережья с глубокой древности. В прошлом каждый мужчина-охотник, добывающий моржа, имеющий моржовый клык, умел его обрабатывать.

Первой чукотской женщиной, посвятившей себя профессии художника-гравера по кости стала Вера Эмкуль. Изящны и своеобразны работы других талантливых мастериц, таких как Галина Тынатваль, Елена Янку, Мая Гемауге и др.

Культурно-исторический потенциал Дальнего Востока довольно разнообразен. Сюда относятся исторические памятники и музеи крупных административных центров - Благовещенска, Хабаровска, Владивостока и других городов, а также этнографические достопримечательности, связанные с жизнью малых народов.

Среди достопримечательностей Дальнего Востока можно отметить вулканизм, а также назвать природные заповедники.

На Дальнем Востоке много мемориальных мест, связанных с именами исследователей Дальневосточного района.

Необходимость найти новые массивы сельскохозяйственных земель для проведения аграрной реформы заставила начать эксплуатацию земельных ресурсов Дальнего Востока. Это положило начало заселению края.

Культура народов Дальнего Востока до сих пор остается самобытной. На Дальнем Востоке до сих пор развиты народные промыслы, этнические традиции. Дальний Восток характеризуется развитием декоративно-прикладного искусства, развито традиционное природопользование: охота, рыболовство, езда на собачьих упряжках, изготовление одежды и обуви из рыбьей кожи.

Статьи по теме

В. Верещагин
Просветительская направленность русского искусства второй половины XIX в. отчетливо проявилась в творчестве крупнейшего русского баталиста В.В. Верещагина (1842-1904). Отношение к искусству прежде всего как к средству познания действитель ...

Культура и личность
Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой - личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Личность - это движущая сила и создатель культуры, а та ...

Живопись
Изображение таких символических оград все чаще появляется в живописи. На иконе Никиты Павловца «Богоматерь Вертоград заключенный», написанной около 1670 года, Богоматерь стоит в райском саду, в котором цветут тюльпаны, гвоздики, деревца и ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация