Образование Еврейской автономной области было объективной необходимостью для 2,2 млн. евреев, проживавших в Советском Союзе. Отнесенные царизмом к группе “инородцев”, ограниченные в выборе места жительства, возможности владения жильем, занятием земледелием и другими видами деятельности, они в основной своей массе продолжали оставаться одним из самых обездоленных этносов страны с низким жизненным уровнем, имеющим довольно ограниченные возможности для реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.
История образования Еврейской автономной области, как первого и единственного государственного – территориального образования евреев в СССР начинается с принятия 28 марта 1928 Президиумом ЦИК СССР Постановления “О закреплении за КОМЗЕТом для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края”, имея в виду “возможность организации на территории названного района еврейской административной территориальной единицы”.
В мае 1922 года на станцию Тихонькая, где находился Биробиджанский переселенческий пункт, прибыла первая партия переселенцев из городов и сел, местечек Украины, Белоруссии, центральных районов России. Еврейские поселения, создаваемые в небольших населенных пунктах, соединяли Транссибирскую магистраль с долиной Амура. Эпицентром еврейского переселения стала станция Тихонькая (впоследствии г. Биробиджан). Факт возрождения суверенной еврейской территории, хотя вдалеке от реальной прародины и в виде автономии, активизировал приток сюда и иммигрантов из-за рубежа, искренне верившие в то, что Советский Союз – демократическое народное государство. С такими мыслями приехали из Аргентины, Литвы, Франции, Латвии, Германии, Бельгии, США, Польши и даже из Палестины почти 700 человек.
60-80 годы XX века характеризуются устойчивым подъемом экономики области. Строятся новые промышленные предприятия, реконструируются действующие. Область стала играть заметную роль в удовлетворении потребностей страны и Дальневосточного региона в ряде сырьевых продуктах (олово, брусит, известь, лесоматериалы), изделиях легкой промышленности, сельхозмашинах, трансформаторах, продуктах сельскохозяйственного производства. Однако созданные в области промышленные предприятия зависели от поставщиков и смежников из других частей страны. В основном это были производства с большой долей ручного труда и использованием современных технологий, с повышенной степенью экономической опасности. Область до сих пор не имеет наукоемкого сектора в своем индустриальном потенциале. Эти перекосы в экономике области являются одной из причин сложного нынешнего ее состояния.
Широкое развитие в ЕАО получила многонациональная культура, искусство. Помимо областных газет издавался литературно-художественный и общественно-политический журнал “Форпост”, в котором печатали свои произведения крупнейшие советские еврейские писатели и поэты. Важным историческим событием стало создание ГОСЕТа – Государственного еврейского театра. Первая труппа профессионального театра состояла в основном из выпускников московских театральных училищ, а сформировал ее известный режиссер и актер Соломон Михоэлс. Первым спектаклем нового театра стал «Тевье-молочник» по книге Шолом-Алейхема. Расцвет ГОСЕТа пришелся на предвоенные годы, когда его возглавлял заслуженный артист РСФСР М.Гольдблат.
Статьи по теме
Создание системы образования и высшей школы Советской Беларуси
С Началом беларусизации государственными языками были призваны белорусских, русский, польский и еврейский, что ярко свидетельствует о традиционной толерантности белорусского общества. Переход на белорусский язык государственного аппарата, ...
Зарождение и эволюция двух типов цивилизаций: восточная
и западная
Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Цивилизации делятся на три глобальных типа: традици ...
Позднее Возрождение
Позднее Возрождение со всей очевидностью обнаружило кризис гуманизма, который сумел гениально отразить в своем творчестве В. Шекспир. Образ Гамлета стал во многом символичным. В нем наилучшим образом выражено стремление осуществить свой ж ...