Стена как символ Китая

Материалы » Искусство эпохи Цинь » Стена как символ Китая

Страница 3

После смерти Цинь Шихуанди императоры династии Хань еще больше удлинили Великую Китайскую Стену. Последний важный этап в ее строительстве и реконструкции пришелся на период правления императоров династии Мин (1368-1644 года н.э.). Плоды трудов Мин особенно хорошо сохранились для потомков. Китайская Стена и сейчас не потеряла своего символического значения. Она напоминает китайцам о единстве, величии страны, неподвластном времени, о силе, мудрости их предков. Для остального мира Великая Китайская Стена - это удивительный памятник, свидетельство человеческой силы, изобретательности и выносливости. Никакое описание китайской столицы не может обойтись без упоминания о ней. Китайцы утверждают, что история этой Стены - половина истории Китая и нельзя понять Китай, не побывав на Стене. По подсчетам ученых, если все материалы, использованные при постройке Великой Стены, сложить в стену толщиной в один и высотой в пять метров, то ее длины хватит, чтобы опоясать Земной Шар. По грандиозности сооружения Великая Китайская Стена не знает себе равных в истории мировой архитектуры. C самых высоких ее точек можно любоваться захватывающей дух панорамой. Современные ученые намерены определить точную длину Китайской Стены с помощью аэрофотосъемки. А пока туристы со всего мира ежедневно посещают этот памятник мировой архитектуры, чтобы восхититься грандиозностью строения и его масштабами. Прямо на месте желающие могут приобрести сертификат с указанием даты и времени посещения Китайской Стены.

Все выше сказанное, однако, дает очень малое представление о том, что же такое Стена с, если можно так сказать, эстетической точки зрения. Прежде всего, нужно отметить глагол, который употребляют китайцы для обозначения поездки на Стену. По-китайски он произносится как "па", и означает примерно тоже, что английское "to climb", то есть подниматься, восходить, карабкаться и тому подобное. Надо сказать, что поездка на Стену действительно подразумевает именно вышеназванные действия. Сама Стена состоит из огромного количества ступеней, которые поднимаются или опускаются (почему-то очень редко) в соответствии с особенностями рельефа. Таким образом ты ползешь вверх от башни к башне, напрягая последние силы, судорожно вдыхая горный воздух. Если это зима, то ступеньки к тому же покрыты тонким слоем льда, что делает подъем особенно увлекательным. Особенность подъема на Стену (в отличие от восхождения на гору, например (многие горы в Китае также "ступенчатые")) состоит в отсутствии вершины, которую необходимо покорить. Башня вырастает за башней, одна ступенька сменяет другую, чем выше ты забираешься, тем меньше людей вокруг, пьянящий горный воздух . . .

В древности, Стена действительно являлась серьезным препятствием на пути всякого, кто пытался попасть в "Срединное государство". Единственный путь внутрь вел через специальные пропускные пункты, которые наглухо закрывались на ночь (ночью их нельзя было открывать ни под каким видом, один раз пришлось подождать до утра даже китайскому императору). «Для того, чтобы быть пропущенным за Стену, путешественник должен был получить разрешение у вышестоящих органов. Для этого он подавал своеобразную таможенную декларацию на рассмотрения главы гарнизона, который, после соответствующей проверки, переправлял его своим непосредственным начальникам в центр. До получения разрешения центральных органов власти никто не имел права прокинуть внутрь, поэтому территория вокруг пропускного пункта была заполнена шатрами и палатками торговцев, ждущих разрешения на въезд (иногда ожидание затягивалось не на один месяц).» [12]

Изображения Китайской Стены, известные каждому с детства, создают не совсем правильную картину. Они все относятся к наиболее позднему ее участку, неподалеку от Пекина, где Стена хорошо сохранилась или специально подреставрирована для экскурсантов. Отреставрированные и свежевыкрашенные части Стены производят гнетущее впечатление голливудской декорации, и как то не верится, что все это стоит здесь уже не одну тысячу лет. Совсем не так выглядят самые древние части Стены, возведенные в III веке до н.э. Наиболее интересен неотреставрированный участок Сыматай. Единой линии из Стены так и не получилось. Она приобрела сложную ветвистую форму, а в некоторых местах на небольшом удалении от основной постройки параллельно ей проходили другие отдельно стоящие стены. И когда говорят о Великой Китайской Стене, то, чаще всего, подразумевают самую позднюю, законченную в середине XVI века Внешнюю Китайскую Стену, которая действительно тянется непрерывно.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Культурное пространство 60-х и современная Россия
Расцветом русской советской культуры стали 60-ые, во всяком случае, эти годы часто идеализируются в воспоминаниях людей, говорящих сейчас об упадке культуры. С целью реконструкции духовной картины эпохи 60-ых был проведен конкурс «шестиде ...

Литература
Конец XIX — начало XX столетий вошли в историю русской поэзии, литературы и искусства под названием "серебряного века". Для духовной жизни России была характерна напряженная борьба различных направлений, течений, "всеобщая ...

Влияние науки на духовное развитие человека
На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация