Искусство русской народной вышивки

Материалы » Искусство русской народной вышивки

Страница 2

Искусство народной вышивки оформилось в народный художественный промысел уже в XIX в., в связи с развитием промышленного капитализма в России, - первоначально в районах со слабо развитым земледелием. Такими промыслами стали искусство золотошвейной вышивки в Торжке, строчевых вышивок в поселке Крестцы Новгородской губернии, в поселках Палех, Холуй, Верхний и Нижний Ландех Владимирской губернии, а также вышивка белой гладью в поселке Мстёра той же Владимирской губернии.

На базе этих промыслов, сложившихся в XIX в., после Великой Октябрьской социалистической революции развились современные советские центры народной Художественной вышивки, причем сохранилась та основная специализация, которая характеризовала их в XIX в. Так, мировой известностью пользуется крестецкая строчка Новгородской области. Здесь существует и бережно сохраняется, передаваясь из поколения в поколение, ряд типических народных узоров-швов, например: "рассыпной гипюр" в виде сетчатых квадратов, кружков и плотных перемычек, "старинный гипюр" в виде восьми лепестковых розеток и, в особенности "вологодские стекла" - квадратные вставки, заполненные изысканно разработанными звездчатыми, ажурными розетками.

Белая ажурная строчка характерна для вышивальных предприятий Ивановской области, где их насчитывается более 15. В их числе вышивальные предприятия Палеха и Холуя, Верхнего и Нижнего Ландеха, Пестяков, Шуи и ряда других городов и поселков. В Горьковской области - в Городце и Балахне сложился свой тип строчевой вышивки - горьковский гипюр, напоминающий тончайшее кружево.

Белая строчевая вышивка Ивановской, Горьковской, Новгородской областей служит для декоративного оформления постельного и столового белья, в отдельных случаях - для торжественных дорогих выставочных занавесей и панно.

На цветной перевити специализировалось вышивальное предприятие Тарусы Калужской области. Здесь в этой интересной и сложной технике создаются декоративные полотенца, панно, комплекты столового белья. Сюжеты выполняемых цветной перевитью декоративных композиции близки по строю к старинным вышивкам русского севера с их птицами-павами, конями и барсами.

Особое развитие получил вышивальный промысел в поселке Мстёра Владимирской области. Здесь укоренилась и развилась необычайно декоративная, красная по белому фону, вышивка так называемыми владимирскими швами. Эти декоративные верхошвы, объединяющие как прямолинейные, так и криволинейные мотивы и элементы, дают возможность создавать сочные застилистые узоры с богатой фактурной разработкой и разнообразными сюжетами. Среди мотивов мстёрской вышивки владимирскими швами изображения растительных форм, птиц, животных, человеческих фигур, трактованных хотя и плоскостно и в условном красном цвете, но в то же время воспринятых и переданных очень реально, близко к живой природе. Мстёрская красная вышивка украшает диванные подушки, полотенца, занавеси, скатерти с салфетками, декоративные панно.

Близка к мстёрской красной вышивке владимирскими швами по насыщенности цвета и отчасти по растительным мотивам вышивка г. Александрова Ярославской области.

В Торжке Калининской области находится единственный в Российской Федерации промысел золотошвейной вышивки. Здесь используются всевозможные приемы золотого шитья, раньше применявшегося для изготовления предметов культового назначения, а также для вышивки на головных уборах, на душегреях. Узоры золотошвейной вышивки состоят из условно, декоративно решенных цветов, листьев, из геометрических форм.

Знаменитый золотошвейный кованый, или литой, шов - это, по сути дела, верхошов, настил золотых или серебряных нитей, причем для достижения эффекта рельефности всех частей рисунка мастерицы подкладывали под настил нитей полоску кожи, бересты или просто картона. Золотые швы состояли из крестов, ромбов и других мелких разделочных фигур. Они по-разному переливались и мерцали на поверхности кожи, сукна или бархата. Золотой или серебряный плотный, рельефный, "кованый" настил или легкий, ажурный шов отдельными стежками дополнялся блестками, так называемой "битью" - плоскими золотыми и серебряными кружочками, нашивавшимися среди участков вышивки. Современные вышивальщицы создают декоративные детали к нарядным выходным платьям и костюмам - косынки, шарфы, банты, галстуки, накидки, сумки, кошельки, разнообразные пояса. Золотошвейная вышивка выполняется чаще всего по плотным тканям - бархату, сукну, по замше и ее заменителям

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Архитектура второй половины XIX века
Существенным фактором, определяющим состояние архитектуры во второй половине XIX в., является развитие капиталистических отношений в пореформенной России. Оно способствовало внедрению в архитектуру достижений промышленного прогресса, сове ...

Новые тенденции в искусстве к середине столетия
Но к середине столетия в искусстве начинают проявляться и новые тенденции. Церковь, роль которой в период разрухи, вызванной польско-шведской интервенцией и последующим за тем периодом возрождения государства и экономики, была несколько о ...

Архитектура
Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппо Брунеллески – один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пр ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация