Искусство эпохи железа

Материалы » Искусство первобытной эпохи » Искусство эпохи железа

Страница 1

Последнее тысячелетие до нашей эры – завершающий этап существования первобытности. В начале этого тысячелетия люди научились добывать значительно более прочный материал – железо, орудия из которого окончательно вытеснили каменные и частично бронзовые.

В этот период, для которого характерны жесткие грабительские войны, еще более усилилась роль военных предводителей и племенной аристократии. Дальнейшее имущественное расслоение привело к появлению патриархального рабства.

В Западной Европе последний этап истории первобытного общества представлен культурой кельтов, оседлых земледельческих племен, селившихся по берегам рек. В ее развитии выделяют два периода – гальштатский и латенский (названы по местам первых находок в Австрии и Швейцарии).

Гальштатская керамика, созданная на гончарном круге, отличалась четкостью и правильностью очертаний. Помимо орнамента сосуды украшались изображениями зверей и людей. Большая, а иногда и главенствующая роль человека в изобразительном искусстве отражает новые черты в мировоззрении людей эпохи железа. Художники стремились показать все стороны жизни человека: на стенках ситул (металлических ведер) гравировались сцены пиров, празднеств с игрой на музыкальных инструментах, кулачных боев, битв, охоты, религиозных процессий, жертвоприношений.

Кельты были искусными литейщиками, ювелирами. Они создавали великолепное воинское снаряжение и орудия труда, богато декорированную утварь и разнообразные украшения: браслеты, гривны, фибулы, броши. Среди предметов, находящихся в могиле около урны с прахом, были миниатюрные культовые повозки. Иногда к ним добавляли птиц, которым отводилось большое место в кельтской мифологии: они соприкасались с потусторонним миром.

В 1–м тыс. до н.э. значительную роль сыграла скифская культура. В широком понимании – это культура многочисленных кочевых и полукочевых племен, живших в Северном Причерноморье, на Кубани, в Средней Азии, на Алтае и в Южной Сибири. О происхождении племен, населявших столь обширные территории, пока нет единого мнения. Установлено только, что они принадлежали к европейскому типу, а их язык – к иранской группе индоевропейской семьи языков. Возможно, скифами первоначально именовали себя лишь несколько племен или даже одно племя, которое в первые века 1–го тыс. до н.э. вторглось с востока в Причерноморье и подчинило себе близкородственное ему коренное население этих мест.

Скифские племена предпринимали далекие походы – в Урарту, Ассирию, Фракию, Палестину, Сирию, Египет, Китай. Их силу составляла конница, которая считалась непобедимой. Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами.

В конце V в. до н.э. царь Атей объединил скифов. Эпоха Атея – период подъема могущества этого народа. В его царствование в Приднепровье возник город, в котором жили военная и торговая знать и ремесленники: литейщики, кузнецы, ювелиры и косторезы. Они добывали руду и изготовляли из нее оружие, конскую упряжь, украшения. Недалеко от этого города находилась местность Геррос, где хоронили скифских царей и племенных вождей. Там были раскопаны самые знаменитые курганы – Чертомлыкский, Александропольский, Солоха, относящиеся к IV в. до н.э.

Курганы являются главным источником наших знаний о жизни и культуре скифов, однако почти все они в той или иной степени подвергались разграблениям, которые начинались обычно вскоре после захоронения.

Греческий историк Геродот, оставивший много сведений о жизни скифов, подробно описал обряд погребения царей. Тело бальзамировали, покрывали воском и укладывали на колесницу, которая объезжала все царство от племени к племени. Затем колесница прибывала в Геррос, где тело царя опускали в приготовленную могилу, наполненную дорогим оружием, сосудами с вином и оливковым маслом, различными украшениями. В других могилах, соединенных коридорами с царской, хоронили лучших коней властителя, его конюха, повара, наложницу. Все подданные царя должны были принести землю на его могилу – так возникал курган. Здесь устраивали тризну, разбивали погребальную колесницу, приносили жертвы. Через год на холме убивали пятьдесят коней и воинов и поверх снова насыпали землю. В результате высота Чертомлыкского и Александропольского курганов достигла 20 м.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Историография
Книга Г.В. Лебедева. «Русские художники XVIII века. И. Никитин, И. Аргунов, В. Боровиковский» рассказывает о творческом пути и работах русских художников XVIII века. Произведение очень интересно тем, что автор анализируя творчество русски ...

Начало творческого пути
Сандро Боттичелли (настоящее имя художника - Алессандро Филипепи) родился во Флоренции в 1445 году. Отец Мариано Филипепи по специальности был кожевником и жил с семьей (в которой Алессандро был младшим сыном) в квартале Санта Мария Но ...

Культура второй половины XIX века
Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация