Книжная миниатюра и прикладное искусство

Материалы » Искусство Новгорода и Пскова XII—XIII веков » Книжная миниатюра и прикладное искусство

Новгородская книжная культура первой половины XII в., как и изобразительное искусство в целом, тесно связана с Киевом и опирается на его достижения. В последующую эпоху в миниатюрах, заставках и инициалах рукописей постепенно усиливаются чисто новгородские стилистические черты, связанные, в частности, с распространением тератологического орнамента, получившего на северо-западе Руси особенно широкую популярность и господствовавшего до конца XIV столетия. С начала XIII в. в новгородских миниатюрах появляются цветные фоны, типичные для местной иконописи этой эпохи (Евангелие Тошинича, иначе Пантелеймоново; Евангелие Георгия Лотыша, или Симоновское, 1270 г.). Художники книги XIII в. ориентируются на современную им икону. Ощущается в их творчестве и влияние образов монументальной живописи конца XII в. (таких, как фрески Нередицы), с их суровостью и тяготением к линейной трактовке формы. Расцвет искусства украшения книги в Новгороде падает на следующее столетие.

Среди различных видов прикладного искусства наиболее высокий уровень имело ювелирное дело. Два подписных кратира (евхаристических сосуда) новгородских мастеров Флора-Братилы и Косты и два сиона (Большой и Малый; сион — модель храма) Софийского собора принадлежат к самым выдающимся творениям русских «кузнецов злату и серебру» XII в. Кратиры почти идентичны друг другу. Они украшены изображениями Христа, Богоматери и патронов заказчиков, переданными в невысоком рельефе, с тщательной графической проработкой, что роднит их с ранними киевскими барельефами. На створках Большого сиона между колонками попарно изображены двенадцать апостолов — в более высоком рельефе, свойственном византийской и романской пластике. В прикладном искусстве Новгорода

XII — начала XIII в., как и в живописи, при всем разнообразии манер можно выделить два основных направления — «аристократическое» грекофильское и «демократическое», опирающееся на местные традиции - и отмеченное упрощенностью стилистического и образного строя. В XIII столетии последнее направление полностью определяет лицо и этой отрасли художественной культуры Новгорода.

Статьи по теме

Надприродное определение культуры
Наиболее распространенным является взгляд на культуру, который противопоставляет ее природе. Такой тип определения культуры называют надприродным. В системе надприродного определения культура - все, что создано человеком, вся система мате ...

«Война и мир» Сергея Бондарчука
«Война и мир» (1965-67, по одноименному роману Л.Н. Толстого, почетный диплом Международного кинофестиваля в Венеции, 1965, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1965, премия «Оскар» за лучший иностранный фильм года, 1968 и ...

Кровная месть
Даже убийство среди ногайцев случалось редко. Если это случалось, то убийцу назвали "выпивший кровь". Когда убийство было преднамеренным, родная убитого старались отомстить за кровь. Это должен сделать самый близкий родственник ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация