В византийской церковной архитектуре с 9 в. утверждается новый тип крестово-купольного храма, воплощенного впервые в базилике Василия Македонянина в Константинополе. Типичными памятниками крестово-купольного храма являются церкви Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде и св. Феодора в Афинах. Рациональность конструктивной системы, способствовала распространению этого типа храма за пределами Византии.
В 9 в. складывается законченная каноническая система церковной росписи. В живопись проникает идея иерархии. Пантократор уподобляется самодержцу, святые — придворным и т. д.
Во второй половине 11—12 вв. утверждается торжественный византийский стиль. Самым классическим произведением византийской живописи этого периода являются мозаики монастыря Дафни (близ Афин).
Шедевр византийской живописи первой половины 12 в.— икона столичной школы Владимирская богоматерь, иконографического типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).
Последний расцвет византийское искусство переживает в 13—14 вв. Наиболее ярко новые тенденции проявились в живописи, в мозаиках и фресках Кахрие-Джами в Константинополе. Повествовательный стиль циклов, посвященных жизни Христа и богоматери, продолжает традицию столичной школы живописи, но богословская догматика уступает место драматическому переживанию евангельской легенды.
Тысячелетнее существование Византии сыграло большую роль в истории мировой культуры. Здесь были созданы типы монументальных церковных зданий с декоративными циклами, распространившимися в средневековом искусстве Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья. Историческая миссия Византии заключалась и в том, что она своеобразно развила и передала последующим векам античную традицию, обогатив ее новыми открытиями. К византийскому искусству обращались итальянские, русские, болгарские, сербские, грузинские, армянские зодчие и живописцы.
Статьи по теме
Иконописное наследие Алтая
Существовавший с 1747 г. Колывано-Воскресенский горный округ в 1834 г. переименован в алтайский горный округ. На рубеже XVIII-XIX веков в него входили нынешние Алтайский край, республика Горный Алтай, Новосибирская, часть Томской, Кемеров ...
Жанровая живопись
С точки зрения внутренней иерархии жанровая живопись числилась в Академии художеств на одном из последних мест. Вместе с тем это очень своеобразное явление. В целом для русского искусства характерно позднее появление и незначительное расп ...
Искусство спора. Правила ведения цивилизованного спора
Спор – словесное состязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое мнение.
По социальному признаку выделяют следующие виды споров:
1. Дискуссия – публичный спор с целью сопоставл ...