Живопись

Материалы » Искусство древнего Египта » Живопись

Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Наше представ­ление о египетской живописи основано на крайне непол­ных данных, поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи храмов не уцелело почти ничего, от дворцов и жилых домов до нас дошли лишь несколько образцов, и только живопись гробниц сохрани­лась в достаточно большом количестве.

В этой живописи использовались следующие краски: черная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), серая (из смеси белой и черной), синяя (фритта кальция и силикат меди), зеленая (измельченный малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра), красная (охра), розовая (смесь белой и красной), желтая (охра желтая и аурипигмент). Краски разводились на воде с клеем (камедь из акации, или животный желатин, или же яичный белок) и наносились плоскими мазками с помощью кистей, кото­рые делались из растительных материалов. В небольшом количестве они дошли до наших дней. Использовалась тех­ника темперы. Краски накладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем гипса или глины, или же служили для подкрашивания барельефов.

Потолки усыпальниц декорированы тщательно выпол­ненными геометрическими мотивами и растительными фризами. Жекве перечисляет следующие мотивы эпохи XVIII династии: прямые и ломаные линии, шашечный узор, розетки, сетки, спирали, шнуры, греческий орнамент, эле­менты растений, мотив бычьей головы, иероглифы. Он ука­зывает на возможные воздействия других видов искусств на декоративную живопись. Так, например, прямые и ло­маные линии воспроизводят мотивы тканей и плетеных изделий, розетки повторяют небольшие кожаные диски, украшавшие одежду, орнаментальные сетки имитировали сетки из жемчужных нитей, известные как украшение уже со времен Древнего царства. Ряд плафонов имел ориги­нальный декор: так, например, потолок гробницы Нефер-хотепа в Фивах украшен птицами и бабочками, порхаю­щими среди цветов; потолок усыпальницы Хеви имеет эпи­графический орнамент с именем и титулами усопшего. Фризы с растительным орнаментом воспроизводят веревки, на ко­торые нанизывались кисти винограда и цветы лотоса (неиз­менно голубые), а иногда и другие растения. Росписи по­толков и фризы исчезают к концу Нового царства.

Отметим в заключение первое появление живописи как книжной миниатюры — в «Книге мертвых». Рисунки ил­люстрируют текст, самый известный из них изображает суд Осириса над умершим: бог взвешивает душу усопшего на больших весах; мы обнаружим этот сюжет впоследствии на порталах наших соборов.

Статьи по теме

Культура в буддизме
Буддийская культура изначально связана с проповедью общественного согласия, равноправия и ненасильственного бытия. Благоразумие, уверенность, сдержанность, мягкость – главные черты буддийской этики. Она учит: «Украшение человека – мудрост ...

Жанровое разнообразие Египетской литературы
Египетская письменность — одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне писали иеро­глифами и иератикой. В VШ в. до н. э. появилось еще одно — сложное и трудное демотическое письмо. Египетская литература, являющаяс ...

Огюст Ренуар
Огюст Ренуар (1841–1919) начал свой путь с росписи фарфора и раскраски вееров. Но вскоре он расстается с этим ремеслом и отдается со всей страстью «чистому» искусству живописи. Художников стиля рококо (Буше, Ватто), которых он вначале изу ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация