Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Наше представление о египетской живописи основано на крайне неполных данных, поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи храмов не уцелело почти ничего, от дворцов и жилых домов до нас дошли лишь несколько образцов, и только живопись гробниц сохранилась в достаточно большом количестве.
В этой живописи использовались следующие краски: черная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), серая (из смеси белой и черной), синяя (фритта кальция и силикат меди), зеленая (измельченный малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра), красная (охра), розовая (смесь белой и красной), желтая (охра желтая и аурипигмент). Краски разводились на воде с клеем (камедь из акации, или животный желатин, или же яичный белок) и наносились плоскими мазками с помощью кистей, которые делались из растительных материалов. В небольшом количестве они дошли до наших дней. Использовалась техника темперы. Краски накладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем гипса или глины, или же служили для подкрашивания барельефов.
Потолки усыпальниц декорированы тщательно выполненными геометрическими мотивами и растительными фризами. Жекве перечисляет следующие мотивы эпохи XVIII династии: прямые и ломаные линии, шашечный узор, розетки, сетки, спирали, шнуры, греческий орнамент, элементы растений, мотив бычьей головы, иероглифы. Он указывает на возможные воздействия других видов искусств на декоративную живопись. Так, например, прямые и ломаные линии воспроизводят мотивы тканей и плетеных изделий, розетки повторяют небольшие кожаные диски, украшавшие одежду, орнаментальные сетки имитировали сетки из жемчужных нитей, известные как украшение уже со времен Древнего царства. Ряд плафонов имел оригинальный декор: так, например, потолок гробницы Нефер-хотепа в Фивах украшен птицами и бабочками, порхающими среди цветов; потолок усыпальницы Хеви имеет эпиграфический орнамент с именем и титулами усопшего. Фризы с растительным орнаментом воспроизводят веревки, на которые нанизывались кисти винограда и цветы лотоса (неизменно голубые), а иногда и другие растения. Росписи потолков и фризы исчезают к концу Нового царства.
Отметим в заключение первое появление живописи как книжной миниатюры — в «Книге мертвых». Рисунки иллюстрируют текст, самый известный из них изображает суд Осириса над умершим: бог взвешивает душу усопшего на больших весах; мы обнаружим этот сюжет впоследствии на порталах наших соборов.
Статьи по теме
Погребальные обычаи и обряды
Так же как и у других народов, исповедующих ислам, у ногайцев тоже существуют похоронные обряды, которые очень схожи.
Если больной находился в безнадежном состоянии, то близкие родственники спрашивали у него последнюю волю. После этого п ...
Искусство Палеолита
Несомненно, что уже у неандертальцев возникли первые мифы и музыка, сопровождавшая религиозные церемонии. Однако доказать это не представляется возможным. Также нет каких-либо серьезных археологических свидетельств о существовании изобраз ...
Амурская область
Земли будущей Амурской области вошли в состав России в 40-х годах 17 в. В 1858 г. была создана Амурская область, которая входила в состав Приамурского генерал-губернаторства. На территории области расселялось Амурское казачье войско. В 19 ...