Погребальная утварь

Материалы » Искусство древнего Египта » Погребальная утварь

Из всей погребальной утвари самым главным предме­том, естественно, являлся саркофаг. Неферхотеп еще при жизни неоднократно посещал мастерскую, где изготовля­ли саркофаг для его мумии.

Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Му­мия Псусеннеса, уже защищенная золотой маской, покои­лась в серебряном гробу, повторяющем очертания мумии который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, тоже похожем на стилизованную мумию. А этот саркофаг был помещен в прямоугольный каменный ящик, украшенный изнутри и снаружи божествами, в чьи обя­занности входило охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны — богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. Изображение ее стройного, граци­озного тела находилось всего в нескольких сантиметрах над саркофагом из черного гранита, и фараон своими ка­менными глазами всегда мог созерцать красоту богини.

Богатство и разнообразие погребальной утвари зависе­ли, конечно, от средств хозяина гробницы.

Кроме саркофага в погребальную камеру ставили дере­вянный или каменный ящик с четырьмя сосудами, которые называются канонами. Они предназначались для различ­ных органов, вынутых из тела перед бальзамированием и отданных под защиту четырех богов и четырех богинь. Один из этих богов, Амсет, имел человеческую голову; второй, Хапи, — голову павиана; третий, Дуамутеф, — голову ша­кала, а четвертый, Кебехсенуф, — голову сокола.

Мумии «любили» украшения не меньше, чем живые. К тому же часто на них были те же самые украшения, которые покойный носил при жизни, но нередко для му­мий делали новые. Вот список всего необходимого для му­мии фараона или знатного лица: золотая маска для фарао­на и царевичей, раскрашенная маска из папье-маше или гипса для частных лиц; воротник из двух жестких золотых пластин с перегородчатой эмалью, изображающих коршу­на с распростертыми крыльями; одно или множество оже­релий из золота, драгоценных камней, фаянса в виде мно­горядных бусин, с одной или двумя застежками, которые иногда имели подвески из золота и граненых драгоценных камней, иногда их заменяли фаянсовые имитации; одно или несколько нагрудных украшений, пекторалей, подве­шенных на цепочках. Наиболее распространенными были пекторали в виде крылатого скарабея с Исидой и Нефтис по бокам. На обратной стороне скарабея вырезали знаме­нитое обращение к сердцу; другие скарабеи, с крыльями или без крыльев, с надписями, но на сей раз без обрамле­ния; лазуритовые сердца на цепочках с именем покойного; браслеты, гибкие или жесткие, полые или массивные, для запястий, предплечий и лодыжек; «напальчники» для рук и ног; кольца на каждый палец; сандалии; амулеты и ста­туэтки разных богов, которые вешали на шею или подве­шивали к пекторали.

К этим украшениям и амулетам следует добавить огром­ное количество миниатюрных моделей всевозможных пред­метов: тростей, скипетров, оружия, царских и божествен­ных эмблем, которые всегда не мешало иметь под рукой.

Статьи по теме

Каноническое изображение Святого Георгия
В Византии уже к VI в. были сформированы 2 основных типа изображения Георгия: мученик (как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого, плащ) и воин (в доспехах, с оружием (щит, меч, копье) в руках, пеший или конный). Георгий изо ...

Языки североамериканских индейцев
Языки североамериканских индейских племен, в особенности принадлежащие к алгонкинскому языковому семейству, обогатили наш словарь множеством выражений. Больше всего их, разумеется, вошло в английский язык. Например, целый ряд географическ ...

Искусство парсуны XVII в
Уже в XI-XIII веках на стенах соборов появляются изображения исторических лиц - храмоздателей: князя Ярослава Мудрого с семьей, князя Ярослава Всеволодовича, подносящего модель храма Христу. Начиная с середины XVI века, появляются иконы с ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация