Погребальная утварь

Материалы » Искусство древнего Египта » Погребальная утварь

Из всей погребальной утвари самым главным предме­том, естественно, являлся саркофаг. Неферхотеп еще при жизни неоднократно посещал мастерскую, где изготовля­ли саркофаг для его мумии.

Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Му­мия Псусеннеса, уже защищенная золотой маской, покои­лась в серебряном гробу, повторяющем очертания мумии который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, тоже похожем на стилизованную мумию. А этот саркофаг был помещен в прямоугольный каменный ящик, украшенный изнутри и снаружи божествами, в чьи обя­занности входило охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны — богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. Изображение ее стройного, граци­озного тела находилось всего в нескольких сантиметрах над саркофагом из черного гранита, и фараон своими ка­менными глазами всегда мог созерцать красоту богини.

Богатство и разнообразие погребальной утвари зависе­ли, конечно, от средств хозяина гробницы.

Кроме саркофага в погребальную камеру ставили дере­вянный или каменный ящик с четырьмя сосудами, которые называются канонами. Они предназначались для различ­ных органов, вынутых из тела перед бальзамированием и отданных под защиту четырех богов и четырех богинь. Один из этих богов, Амсет, имел человеческую голову; второй, Хапи, — голову павиана; третий, Дуамутеф, — голову ша­кала, а четвертый, Кебехсенуф, — голову сокола.

Мумии «любили» украшения не меньше, чем живые. К тому же часто на них были те же самые украшения, которые покойный носил при жизни, но нередко для му­мий делали новые. Вот список всего необходимого для му­мии фараона или знатного лица: золотая маска для фарао­на и царевичей, раскрашенная маска из папье-маше или гипса для частных лиц; воротник из двух жестких золотых пластин с перегородчатой эмалью, изображающих коршу­на с распростертыми крыльями; одно или множество оже­релий из золота, драгоценных камней, фаянса в виде мно­горядных бусин, с одной или двумя застежками, которые иногда имели подвески из золота и граненых драгоценных камней, иногда их заменяли фаянсовые имитации; одно или несколько нагрудных украшений, пекторалей, подве­шенных на цепочках. Наиболее распространенными были пекторали в виде крылатого скарабея с Исидой и Нефтис по бокам. На обратной стороне скарабея вырезали знаме­нитое обращение к сердцу; другие скарабеи, с крыльями или без крыльев, с надписями, но на сей раз без обрамле­ния; лазуритовые сердца на цепочках с именем покойного; браслеты, гибкие или жесткие, полые или массивные, для запястий, предплечий и лодыжек; «напальчники» для рук и ног; кольца на каждый палец; сандалии; амулеты и ста­туэтки разных богов, которые вешали на шею или подве­шивали к пекторали.

К этим украшениям и амулетам следует добавить огром­ное количество миниатюрных моделей всевозможных пред­метов: тростей, скипетров, оружия, царских и божествен­ных эмблем, которые всегда не мешало иметь под рукой.

Статьи по теме

Надприродное определение культуры
Наиболее распространенным является взгляд на культуру, который противопоставляет ее природе. Такой тип определения культуры называют надприродным. В системе надприродного определения культура - все, что создано человеком, вся система мате ...

Тобольская иконопись
Начало собственно сибирского систематического иконописания связано с организацией Сибирской епархии с центром в г. Тобольске в 1620 году. Первый Тобольский и Сибирский архиепископ Киприан (Старорусенков), бывший архимандрит Новгородского ...

Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира
Процесс взаимодействия культур начался много тысячелетий назад, но сейчас, в эпоху глобализации, он принял масштабный и всеохватный характер. И если бы подобное взаимодействие всегда протекало бесконфликтно, то наша история не знала бы во ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация