Жанровое разнообразие Египетской литературы

Материалы » Искусство древнего Египта » Жанровое разнообразие Египетской литературы

Египетская письменность — одна из древнейших в мире. На протяжении всей своей истории египтяне писали иеро­глифами и иератикой. В VШ в. до н. э. появилось еще одно — сложное и трудное демотическое письмо.

Египетская литература, являющаяся частью египетской культуры и вместе с ней исчезнувшая, прожила более дол­гую жизнь, чем независимое Египетское государство;

Различают литературы Древнего царства, Среднего цар­ства, Нового царства и литературу демотическую. Приня­тая периодизация египетской литературы является вынуж­денной, поскольку она обусловлена в основном состоянием источников и невозможностью проследить шаг за шагом развитие самого литературного процесса.

Литература Древнего Египта, как и любая другая лите­ратура, неразрывно связана с жизнью общества и его идео­логией. А так как в Древнем Египте религия была господ­ствующей формой идеологии, неудивительно, что египет­ская литература испытывала на себе ее существенное влияние и религиозным мироощущением в различных его проявле­ниях пропитаны многие произведения этой литературы. Однако отсюда вовсе не следует, что египетская литература представлена лишь религиозными или мифологическими текстами. Напротив, она отличается богатым жанровым разнообразием. Наряду с переработанными народными сказ­ками (сказки папируса Весткар, о двух братьях, об обре­ченном царевиче и др.) в ней есть и произведения, описы­вающие реальные события (рассказы Синухе и Ун-Амона), надписи царей и вельмож исторического характера, рели­гиозные (гимны богам) и философские сочинения («Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой»); ми­фологические повествования («Борьба Хора с Сетхом»), басни, любовная лирика. Египтянам были известны и теат­ральные представления, причем не только в форме мисте­рии, но в какой-то мере и в форме светской драмы. Суще­ствовала, наконец, обширная дидактическая литература в виде так называемых поучений, содержавших моральные предписания и правила поведения в обществе.

Словом, как об этом с очевидностью свидетельствует египетская литература, египетское общество в древние вре­мена жило напряженной, богатой и многосторонней ду­ховной жизнью. Памятники письменности, что дошли до нас от тех древних времен и хранятся в музеях всего мира, представляют собой лишь ничтожные остатки ог­ромной литературы, к несчастью для нас погибшей. Но и они создают необычайно яркую, разнообразную картину.

Статьи по теме

Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Известный русский публицист, социолог и общественный деятель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге «Россия и Европа» (1869) разработал концепцию обособленных, локальных «культурно-исторических типов», или цивилизаций, последов ...

Мировое значение индо-буддийского типа культуры
Письменные древнеиндийские памятники стали известны на Западе в XVII-XVIII веках. Европейцев потряс открывшийся мир высокой духовности этой культуры. "Загадочность", "мистицизм", "сокровенность" - вот как гов ...

Шумерские мифы
Благодаря труду ученых-шумерологов, среди огромного материала, который имеется в нашем распоряжении, выделяются три мифа, которые нашли столь широкое распространение, что их можно считать базовыми мифами. Сейчас стало ясно, что, хотя эти ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация