Храмы Египта

Материалы » Искусство древнего Египта » Храмы Египта

Храмы относились к культовым сооружениям. Основной план храма состоял из следующих частей: святилище, наос и обширный двор .

Святилище — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пре­бывания божества. Вход в эту часть хра­ма был запрещен. Вокруг святилища располагались служебные помещения. Оно почти всегда имело прямоуголь­ную форму и было украшено только рельефами или надписями. Святилище иногда оставалось совершенно пус­тым, но обычно в нем находился ка­кой-нибудь предмет или символ — ков­чег, священная ладья или жертвенный стол. Встречались святилища, высечен­ные из цельного гранита.

Перед святилищем располагался наос — зал для людей знати. В создании этого гипостильного (т.е. многоколонного) зала раскрывалось творчество и мастерство архитектора. Трудность заключалась в освещении зала. В стенах этого огромного поме­щения никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных, и благодаря этому свет проникал между колоннами. Отдушины в стенах давали до­полнительный свет. Но эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

Ограждение между гипостильным залом и двором представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутрен­нее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.

Рис. 4. Храм бога Амона в Карнаке. План храма:

1и2 — пилоны, сооруженные при Тутмосе I; 3 — обелиск в честь царицы Хатшеспут; 4 — пилон, сооруженный при Аменхотепе III; 5 — пилон, сооруженный при Рамзесе I; 6 - гипостильный зал

Передний двор был окружен двой­ным или тройным рядом портиков (талерея, образуемая колоннами). Пе­ред входом в храм стояла высокая мас­сивная стена, разделенная дверью на два гигантских устоя-пилона. Перед­няя часть пилона была покрыта рель­ефными рисунками. В ночное время при мигающих огнях факелов создава­лось впечатление, что изображения на стенах пилонов оживали. Пилоны по­верху заканчивались карнизом.

Перед пилонами устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. Они украшали фасад пилонов и рас­полагались симметрично по сторонам от входа . Начиная с V ди­настии эпохи Древнего царства по бо­кам входа стали устанавливать

обелиски с именами основателей храма. В эпоху Среднего царства высота обе­лисков увеличивается, достигая 20,5 Рис. 5. . Бог Амон метра. В эпоху Нового царства высота обелисков еще более увеличи­лась и достигла 37 метров Всю композицию храма завершал двойной ряд скульптурных изображений овнов и сфинксов. Самая длинная такая аллея соединяет Крнакский и Луксорский храмы.

Планы храмов были четкими и простыми. Одна из главнейших задач, которая стояла перед зодчими, — соз­дать в храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил, божества. Этого эффекта архитекторы достига­ли простейшими приемами: движение верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов, затем через узкую и ма­ленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в открытые дворы, которые чередовались с боль­шими залами, где огромные колонны поддерживали потолок. По мере приб­лижения к святилищу уровень пола повышался, потолок опускался ниже, темнота сгущалась, священный сим­вол был окружен сумраком.

Египетский храм никогда не являл­ся законченным сооружением. Дело в том, что с приходом каждого нового фараона к власти храм перестраивал­ся, увеличивался. Фараоны перестраи­вали дворы и крытые залы, строили новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фарао­на, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фа­раонов и заменять их своими. При та­ком разрастании постройки от простого и четкого первоначального плана ни­чего не оставалось, план усложнялся и сооружение приобретало громадные размеры. Одним из таких храмов яв­ляется Карнакский (рис. 4; 6), известный храм Ипет-Исут, храм бога Амона (рис. 5.), построенный в пе­риод Нового царства. Свое название он получил от расположенной рядом деревушки Карнак. Этот знаменитый комплекс храмов занимает площадь более трех гектаров.

Статьи по теме

Вавилонские мифы
В вавилонском варианте мифа о сошествии Иштар в преисподнюю, она представляется более агрессивной и даже грозной, чем у шумеров. Миф о творении в Вавилоне занял главенствующее положение в иерархии мифов благодаря тому, что он ассоцииро ...

Александр Иванов
Над всеми художниками 30—40-х годов, работавшими как в академической, так и в неакадемической живописной системе и постепенно приближавшимися к реалистическому мировосприятию, возвышается фигура Александра Андреевича Иванова (1806—1858) — ...

Русский театр. Музыкальная культура
Во второй половине XIX в. положение русского театра существенно изменилось. Отмена театральной монополии (1882), снятие ограничений на создание частных трупп привело к росту их числа. В конце столетия почти во всех губернских городах имел ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация