Искусство в философии

Материалы » Искусство в философии

Страница 5

3. Синтетичность художественного образа, который соединяет в себе мысли, эмоции, волю. К примеру, рассказы Л. Толстого “Хаджи Мурат”, О. Генри “Как истый кабальеро”, Эрнеста Хемингуэя “Старик и море”, Аллана Маршала “Последний дюйм”, Варлама Шаламова “Последний бой майора Пугачева”, Александра Солженицына “Один день Ивана Денисовича” описывают реально бывшие случаи, когда обреченные на гибель люди боролись до конца, который оказывается непредсказуемым. В одних случаях - победа, в других - поражение, в третьих - такая победа, после которой не хочется жить, в четвертых еще какой-то вариант судьбы. Сообщая какую-то информацию, произведение искусства одновременно делится переживаниями и учит жить дальше. Названные слагаемые должны находиться в гармонии, иначе эффект художественности пострадает от лишней прозаичности, плаксивости или назидательности.

4. Многозначность художественного образа доходит в классическом идеале до его неисчерпаемости. По словам Платона, каждый читатель берет из поэм Гомера то, что он в состоянии взять, захочет получить. Великое произведение искусства исчерпать нельзя. Именно поэтому мы возвращаемся к определенному кругу произведений на протяжении жизни неоднократно. В разном возрасте, в разном настроении мы поймем, переживем это произведение (роман, симфонию, стихотворение, картину) различно.

Автор художественного произведения оставляет в нем поле для творческого сотрудничества, практически соавторства с читателем, зрителем, слушателем. Отсюда так называемые открытые концы многих романов, фильмов, когда фабула обрывается на середине очередного действия и публика вынуждена сама додумывать, что стало с героями. У швейцарского писателя Ф. Дюрренмата есть сюжет под названием “Авария”, который он представил в трех видах - рассказа, радиопьесы, театрального спектакля. У персонажа - торгового агента ломается автомобиль и он вынужден заночевать в деревне, где попадает в гости к пенсионерам-юристам, которые за праздничным ужином играют в настоящий суд над своими гостями. Во всех трех вариантах концовки разные. В фильме Стенли Крамера “Принцип домино”, вполне голливудском по стилистике боевике, последние кадры изображают главного героя в перекрестье оптического прицела. Результат выстрела оставлен режиссером за кадром.

5. Автономность художественного образа предполагает его развитие по законам соответствующего жанра, соответствие художественной правде, а не прихоти автора или публики. А.С. Пушкин писал в частном письме о ходе работы над “Евгением Онегиным”: “Вот так штуку выкинула моя Татьяна! Вышла замуж .” Онегин - литературный двойник самого Пушкина, но логика поэмы приводит его к жизненному поражению. Выразительный герой живет как бы собственной жизнью, становится самостоятельным явлением общественного сознания. Так, образы Гамлета, Дон Кихота, Растиньяка, Джингля, Швейка, Остапа Бендера и многих других персонажей стали нарицательными, перешли в фольклор.

6. Концептуальность образа в искусстве предполагает некую общую идею, важный вывод, серьезное размышление автора, выраженное через характеры и поступки его героев, другими эстетическими средствами. Искусство создает художественные типы, с помощью которых мы глубже понимаем людей, общественные явления, ход истории. Через отдельное истинный художник познает, проявляет общее; благодаря части охватывает целое; за случайным видит закономерное, сущностное, вечное. Скажем, недостатки той или иной социальной системы лучше всего выражены не экономистами или социологами, не политиками оппозиции, а писателями-реалистами. Так, пороки капитализма блестяще продемонстрировали О. Бальзак и Ч. Диккенс, В. Гюго и Стендаль, О. Генри и Т. Драйзер. А о страшных преступлениях советской власти мир узнал из таких романов, как “Доктор Живаго” Б. Пастернака, “Мастер и Маргарита” М. Булгакова, “Архипелаг Гулаг” А. Солженицына, “Жизнь и судьба” Л. Гроссмана, “Белые одежды” В. Дудинцева, “Дети Арбата” А. Рыбакова, “Верный Руслан” Г. Владимова и некоторых других запрещенных когда-то в нашей стране произведений.

7. Оригинальность - обязательное условие художественности. Искусство обязано быть всегда новым, хоть чем-то непохожим на все прежние свои достижения. Пока автор не обрел собственный почерк, не придумал свой стиль письма или исполнения, искусство не признает его как настоящего автора. Вторичность, зависимость от чужих шедевров противопоказана художнику, как и бесконечное самоповторение.

8. Условность искусства подчеркивает его субъективный характер. Образы искусства не претендуют стать реальными объектами, они исключены из физического пространства и времени; они принадлежат к иллюзорному миру художественной фантазии. Искусство во многом носит характер игры - автора и публики со смыслами и образами. У этой игры, каждого из ее жанров свои правила. Если их не знать, то и радости эта игра не доставит.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Русский театр
Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» – государственным и частным. С большим успехом шли на сцене такие драматическ ...

Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура
Древнеиндийское название философии - "даршана". Характеризуя древнеиндийскую философию в целом, можно выделить ряд моментов. Во-первых, на нее сильное влияние оказали идеи религиозно-мифологического комплекса, где были сформулир ...

Развитие искусства XVIII века
Русское искусство прошло в течение одного столетия большой путь, осуществив важнейший для всего развития отечественной культуры переход от средневековья к новой стадии в развитии национальной культуры. Путь его становления и развития, как ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация