Развитие изобразительного искусства Украины в 19 веке

Материалы » Искусство барокко » Развитие изобразительного искусства Украины в 19 веке

Страница 2

Тема природы в творчестве Костанди органически переплетается с темой человека. Теплым, искренним чувством к простым людям проникнуты пленэрные картины Костакдн "Ранняя весна" (1890) и "Старички" (1891). Люди и природа объединены единым чувством, эмоциональным настроением. Жизнь простых людей и незатейливые пейзажные мотивы — в картинах "У больного товарища", "Гуси" и других.

Одним из талантливых художников-жанристов был Н.К. Пимоненко (1862—1912), удостоенный звания академика.

Пимоненко явился метким и тонким наблюдателем жизни; его талант раскрылся в картинах с несложными разнообразными сюжетами повседневного быта, убедительно по­казывающими достоверные жизненные ситуации и характеры. ("Свадьба в Киевской губер­нии", "Жница", "Возле речки" и др.). Проникновенное изображение природы — важный ком­понент жанровых композиций Пимоненко, где человек и природа живут в едином бытии.

В начале 20 века живописная манера Пимоненко претерпела некоторые изменения, связанные с поисками более свободной живописной формы, стремлением к пленэру, яркому колориту ("Перед грозой", "У колодца", "Идиллия" и др.).

В конце 19 века наблюдается расцвет пейзажной живописи. Ярким и своеобразным художником в этом плане явился ученик и последователь А.К. Саврасова — С.И. Светославский, утверждавший поэтическую значимость обыденных мотивов природы. Большую часть жизни Светославский прожил на Украине: он изображал на своих полотнах широкие украинские степи, поля, просторы Днепра. Жизнеутверждающе звучат его композиции “Волы на пашне”, “Паром на Днепре” (1890). Обращался Светославский к городскому пейзажу (“Улица уездного города”, “Миргород” и др.), воссоздавая повседневную жизнь города.

К передвижническому движению примыкал видный пейзажист П.А. Левченко, мастер лирического пейзажа. Один из лучших пейзажей — "Глухомань. Село зимой". Настроению картины соответствует сложный, мягкий колорит, построенный на тончайших оттенках и нюансах серебристой гаммы.

К пейзажной живописи обратился и такой своеобразный художник, как И.П. Похитонов. Его пейзажи, исполненные в характерной для художника изящной манере письма, приближающейся к миниатюре, воссоздают привлекательные для него мотивы украинской природы. ("Зимние сумерки на Украине", 1890-е г.).

Иной подход к изображению природы был у известного пейзажиста, представителя академического направления В.Д. Орловского. Но и у него в живописных этюдах 1880-х гг. проявилась тенденция к верному наблюдению природы: "Село", "Сенокос", "Хаты в летник день" и др.

Значительное место в украинской живописи второй половины 19 века занимал портрет. Художники-портретисты, работавшие в реалистической манере, стремились как можно глубже раскрыть психологию и характер человека, через черты его лица показать внутреннее состояние души. К портрету обратились мастера жанровой живописи и пейзажа — С. Васильковскнй, Н. Пимоненко, Ф. Красицкнй. Значительным вкладом в портретную живопись явились работы И. Буковецкого, К. Костанди, Н, Кузнецова.

В этот период активизировалось творчество западноукраинских художников — И. Труша, создавшего галерею образов деятелей украинской культуры, О. Новакивского, мастера монументальных, жизнеутверждающих образов. Т. Копыстинского и других.

Украинская тема во второй половине 19 века плодотворно развивается и в творчестве русских художников Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского, Н.А. Касаткина, заметное место украинская тема заняла в творчестве И.Е. Репина ("Вечерницы", “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”).

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Новое царство. Амарнский период. XIV в. до н. э
Рельефы в заупокойных и солнечных храмах V-VT ди­настий являются крайне важным материалом для оценки искусства Древнего царства. Чтобы представить себе все значение этих произведений, достаточно указать, что толь­ко в пирамидном ансамбле ...

Семантические аспекты имиджа и понятие манифестация
Семиотический аспект имиджа напрямую связан со знаковым содержанием вещи. Повседневная вещь на всем протяжении культурной истории человечества являла собой гораздо больше, чем просто материализованную функцию того или иного действия. Как ...

Иероним Босх–жизнь и творчество
Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достиг пика в 16 веке и оказал значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", оз ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация