Изобразительное искусство

Материалы » Искусство арабских народов » Изобразительное искусство

Страница 2

В узоре резьбы по дереву наряду с развитием новых декоративных тенденций достаточно прочно держались старые местные традиции и технические приемы. Об этом свидетельствует, в частности, распространение фигурных изображений на многих резных панелях и досках.

Одним из выдающихся образцов раннефатимидского резного дерева является иконостас церкви Варвары в Каире; хотя это, несомненно, работа копт­ского мастера, она обнаруживает все характерные для этого времени черты и мотивы. Панели иконостаса украшены арабесковыми завитками, в которые вкомпонованы изображения птиц, животных и превосход­но исполненные охотничьи и жанровые сцены. Все эти сюжетные изображения трактованы чисто декора­тивно, а фигуры животных и птиц часто помещены в симметричной, геральдической композиции.

Другим интересным примером являются несколько панелей, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Композиция украшающего их узора, в общем одинаковая, состоит из округлых переплетений цветущих стеблей, трактованных в духе арабески; меняются лишь центральные изображения: в ряде случаев это стоящие друг перед другом в геральдической позе фигуры птиц и животных, на одной панели изображен сидящий музыкант. Благодаря зна­чительному углублению фона (примерно на 1,5 см) создается очень богатая и контрастная игра светотени, четко выявляющая рисунок. Подобными же чертами отличаются и панели с изображениями конских голов (Музей исламского искусства, Каир; Музей Метро­политен, Нью-Йорк), где глубоко выбранный фон еще сильнее подчеркивает контуры узора. На некоторых панелях встречается резьба в несколько планов.

Выдающиеся образцы художественной резьбы по дереву, украшавшей некогда Малый, пли Западный, дворец, фатимидских халифов (был закончен между 1058 и 1065 годами), обнаружены в комплексе мари-стана султана Калауна, где эти резные доски были вторично использованы в XIII веке. Первоначально они составляли фриз, украшенный многочисленными изображениями охотников, музыкантов, танцовщиц, торговцев с верблюдами, зверей и птиц. Все эти изображения размещены на фоне раститель­ных побегов, данных более низким рельефом, чем фигуры. Рисунок здесь свободнее и живее, чем в ран­них памятниках, но значительно менее детализи­рован.

В резном дереве XII века фигурные изображения приобретают все более обобщенную, силуэтную трак­товку, сравнительно редко встречавшуюся в произве­дениях Х—XI веков; само исполнение их становится менее тщательным. Зато совершенствуется и обога­щается орнаментальная резьба. Выдающимся памят­ником этого времени является михраб мечети Сайиды Нафисы, исполненный между 1138 и 1145 годами (Му­зей исламского искусства, Каир). Его узор состоит из прекрасно выполненных арабесок и плетений вино­градных лоз в сочетании с геометрическими полосами, образующими многоугольники. Другим примером слу­жит деревянное резное надгробие ал-Хусайни сере­дины XII века, вся поверхность которого покрыта арабеской, состоящей из геометрических полигональ­ных узоров и растительных мотивов.

Среди египетских художественных изделий из брон­зы Х—XII веков выделяются декоративные фигуры и сосуды в виде различных животных и птиц. Характерным примером является водолей в виде павлина (X—XI века, Лувр); его ручка заканчивает­ся стилизованной голо­вой сокола или кречета, вцепившегося клювом в шею павлина. Над ок­руглым туловищем пти­цы с объемно передан­ными крыльями подни­мается длинная, изящно изогнутая шея, несущая небольшую голову с полуоткрытым клювом. Оперение передано тон­ким чеканным орнамен­том. В более позднем памятнике этого рода — большом крылатом гри­фоне (XI—XII века, музей в Пизе) орнамен­тальное начало домини­рует над пластической формой — почти вся по­верхность фигуры покрыта орнаментом, имитирующим детали оперения, полосами куфических надписей, клеймами с изобра­жениями сиринов и различных фантастических живот­ных.

В XIII веке, когда установились тесные связи Египта с Сирией и Ираком, в Египте появилось значительное количество художественных изделий прославленных иракских, особенно мосульских мастеров. Надписи, выгравированные на некоторых предметах, сохранили нам имена мосульских мастеров, работавших в Каире и оказавших влияние на творчество египетских ремес­ленников. Интересным примером художественных брон­зовых изделий этого времени является датированная 1271 годом сферическая прорезная курильница с име­нем эмира Бейсари (Британский музей. Лондон). На поверхности курильницы между поясами надписей расположены круглые медальоны с ажурными изо­бражениями двуглавых орлов; поле вокруг медальонов заполнено растительной арабес­кой.

Прекрасный образец художе­ственной работы 113 металла — шестигранный инкрустированный столик султана Калауна, сделан­ный мастером Мухаммедом нон Сункуром 113 Багдада в 1327 году (Музей исламского искусства в Каире). Его ажурные боковые стенки и дверцы, а также верхняя плоскость украшены кал­лиграфическими надписями (вкомпонованными в медальоны или пояса), розетками и инкрустиро­ванными изображениями стайки летящих птиц. Прорезные столики, курильницы, шкатулки из металла и т. п. становятся очень распро­страненными изделиями в Египте, Сирии и Ираке в XIV — XV ве­ках.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Людмила Норсоян. Коллекция "Жанна Д'Арк"
Простота - вот как можно одним словом описать коллекцию Людмилы Норсоян. Ничего сложного: четкие линии, строгие модели, никаких излишеств. Коллекция основана на современном подходе, сегодня человек свободен, независим, но по прежнему безз ...

Наука и образование
В Индии насчитывается более миллиона (1047.7 млн. чел. – 2003 г.), из них грамотно 52% взрослого населения. Начальное и неполное среднее образование, которым охвачено 92% детей в возрасте от 7 до 14 лет, - бесплатное. Развито высшее и сре ...

Живопись
Изображение таких символических оград все чаще появляется в живописи. На иконе Никиты Павловца «Богоматерь Вертоград заключенный», написанной около 1670 года, Богоматерь стоит в райском саду, в котором цветут тюльпаны, гвоздики, деревца и ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация