Иранская каллиграфия

Материалы » Иранская миниатюра и каллиграфия » Иранская каллиграфия

Страница 2

А точка, согласно суфийским представлениям, символизировала ту первоначальную «черную каплю», от которой возникли все создания.

Письменность куфи постепенно, сначала в книгах и документах (которые первоначально составлялись в виде свитков), а затем, начиная с XIII века, и в эпиграфических надписях уступила свое место другой форме арабской письменности ─ «насху». Таким образом, между 800-1250 годами угловатые куфические буквы в эпиграфических надписях превратились в замысловатые и сложные цветные декорации и с трудом поддавались чтению, но геометрические декорации от этих букв были красочными и привлекательными. Иранские каллиграфы считались непревзойденными мастерами во всех направлениях этого весьма важного искусства. Так по преданию, в конце XIV в. Иакот Мостасеми переписал для Тамерлана полный текст священного Корана таким мелким почерком, что всю книгу можно было поместить под перстень. Увидев это, Тамерлан возмутился, ссылаясь на то, что согласно преданию (ха-дисам) Пророка, Коран следует переписывать большими буквами. Каллиграф в ответ через некоторое время завершил переписывание священного Корана таким образом, что длина каждой из строк составляла один локоть.

Внуки Тамерлана ─ Байсанкор Мирза (ум. в 1434 г.) и Ибрахим Султан (ум. в 1435г.) наряду со своей ученостью и мудростью считались и хорошими каллиграфами. Следует также отметить, чтоб период правления Байсанкор Мирзы в Герате (первая половина XV в.) распространился новый почерк «настаалик». Он соответствовал многим особенностям языка фарси и особенно поэзии. Стиль настаалик стал весьма популярным и в других странах, а количество мастеров-каллиграфов, отдавших предпочтение этому стилю, росло. В Турции, Индии, Средней Азии настаалик считался основным почерком для персидских текстов и текстов на местных языках.

В Иране с учетом требований особенностей персидского языка, под названием «настаалик» и на основе принципов Ибн Мукала формировалась специальная форма насха, признанная «прекрасной невестой» всех форм исламской письменности, являясь удобным способом написания поэтических произведений на фарси, а также поэзии на языках урду и турецком.

От настаалика эволюционировал другой почерк под названием «шекасте», который начиная с XVI в. использовали для писем и переписи дивана (собрание сочинений) поэтов. Основателем почерка шекасте считается известный каллиграф из Герата - Мир Шафеа (XV в.). Для чтения написанных этим почерком текстов требуется особая подготовка и самое главное ─ определенный уровень грамотности и знания персидского языка, что придает таинственность почерку «шикаете», который с течением времени все больше совершенствовался.

Каллиграфию можно произвести на различных листах, коже, папирусе или бумаге (которая производилась во всех странах распространения настаалик от Испании до Индии). Можно соткать шелковые и другие ткани с этой письменностью, можно золотой вышивкой внести красивые узорчатые тексты настаалик на бархат, на керамике, чеканить на металле, гравировать на камне.

Кирпичные и керамические виды и композиции содействовали популяризации квадратических форм письменности куфи, и, следовательно, предоставилась возможность покрыть целые стены геометрическими декорациями с именами Бога и Великого Пророка, а в Иране еще и Али, и многочисленными религиозными притчами и афоризмами.

Каллиграфия на бумаге осуществлялась с помощью тростникового пера; в исключительных случаях в этих целях в Индии и Центральной Азии использовались кисти. Мастерить тростниковое перо и готовить разные чернила ─ тоже целое искусство. Годами каллиграф настойчиво и терпеливо изучал написание различных букв, прежде чем устад (учитель) позволял ему поставить свое имя под надписями.

Более поздние каллиграфы приступили еще и к составлению монограмм (тугра), которые представляли собой изображение печатей и штампов. Позднее слово «тугра» (монограмма) использовалось для обозначения многих направлений каллиграфического искусства, таких как симметрическое изображение одних и тех же слов (наподобие создания зеркального отражения), написание религиозных притч и афоризмов в виде птиц, львов, в молитве с упоминанием имен Создателя.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Геродот
Геродот знаменует следующую и решающую фазу становления античной науки История. Много путешествуя, он объездил почти весь известный тогда людям мир, делая массу заметок. У Геродота мы видим ясное понимание задачи и цели исторического расс ...

Гравюра
Гравюра представляет собой очень важный вид искусства на протяжении всего XVIII века. Однако в петровскую эпоху ее значение было особенно велико. Гравюра выполняет широкие задачи, донося до зрителей живой отклик событий: извещает о крупн ...

Культура и общество
Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия. Человеческое общество - это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры. Общество и культура активно взаимодействуют друг ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация