Информационная культура

Материалы » Информационная культура

Страница 7

Противоречивое единство информации и культуры является конкретным проявлением противоречия между технократией и культурой, которое характерно для современного общества. “Напряженность, существующая между технократией и культурой, - пишет Д. Бэлл, - в равной мере является одной из основных проблем современного общества” (2, 460). Дело в том, что техника и информационные технологии позволяют развивать культуру, и они же порождают деградацию, а порой и уничтожение духовных ценностей. Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, происходит широкое внедрение передовой техники и технологии, с другой – острая критика технократии. Это парадоксальное положение, однако, лишь подтверждает наличие существенной связи между культурой и техникой. Лучшим олицетворением этой связи является информационная культура. “На мой взгляд, - пишет К.Э.Разлогов, - XX век не только и не столько породил конфликт между техникой и культурой, сколько углубил взаимодействие между ними, ибо современные формы культуры (кино, радио, звукозапись, ТВ, видео, компьютеры в сфере досуга и творчества) связаны с техникой, вырастают из техники” (65, 17).

Информационная культура, как важнейшая составляющая общей культуры, имеет глубоко гуманистическую направленность. Она представляет собой богатейший кладезь, содержащий в обобщенном виде весь предшествующий опыт человеческой деятельности в области получения и использования информации. Это, однако, не означает, что “внедрение” современной информационной культуры в общество проходит гладко, без сучка и задоринки, без преодоления определенных трудностей и противоречий. Одним из таких трудностей, встретившихся обществом на пути овладения информационной культурой, является появление информационного неравенства.

В эпоху информатизации общества основной социальный водораздел происходит на границе между теми, кто может работать с информацией и обладает ею, и теми, кто такой возможностью не располагает. Между этими двумя конгломератами образуется то, что назвали “цифровым барьером” или “цифровой разрыв”. Как видим, сами эти термины свидетельствуют о том, что основной массив информации люди нынче все в большей и большей степени получают через компьютер, цифровые устройства. Общественная значимость субъекта все больше определяется степенью его информированности, которая выступает как главное социальное богатство, тесня на второй план производство материальных товаров и обладание деньгами. Приоритеты все более смещаются от собственности и капиталов к научным знаниям и информации. “Благополучие людей, - пишет Э.Дайсон, - все меньше зависит от того, что они имеют в руках и на банковском счете, и больше соответствует тому, что они умеют делать с помощью своих умов. Это означает, что задача поддержания равенства, даже равенства возможностей, значительно сложнее, чем просто перераспределение собственности” (13, 124).

Прежде всего, информационное неравенство возникает между субъектами одного и того же поколения. На одной и той же кафедре учебного заведения возникает если не конфликт, то существенное различие между членами кафедры, работающими и не работающими на компьютере. Первые имеют большую возможность в своей научной и педагогической деятельности, чаще выступают с научными сообщениями, пишут статьи и книги. Люди, могущие работать с информацией и обладающие ею, получают значительные преимущества. Общественная и научная значимость отождествляется с информационной значимостью.

Второй фронт водораздела между информированными и не информированными субъектами проходит межу старым и молодым поколениями. “Многие родители не чувствуют себя свободно в среде, которую их ребенок понимает лучше, чем они сами” - пишет Э.Дайсон (Там же, с.142). Старое поколение, более консервативное и трудно поддающееся информационной “перестройке” порой со скепсисом (за которым скрывается боязнь нового) относится к “компьютерным выдумщикам” и часто проявляет свою информационную безграмотность. Молодое поколение часто называют “компьютерным поколением. Оно увлеченно осваивает информационную технологию, умеет ее использовать в своей учебе и работе, в часы досуга. В результате юные живут одной культурой, а преподаватели – другой.

Третий фронт информационного неравенства находится внутри развитых стран, ядром которых стала индустрия знаний. Поскольку традиционные культурные ценности вытесняются информационными ценностями “начинают размываться границы среднего класса. Все большее число людей начинают жить в границах бедности, их квалификация обесценивается с появлением современных технологий; в то же время из носителей знаний и интеллектуальных технологий начинает формироваться новый “правящий класс”. Этот слой населения, занимающий господствующее положение в обществе, создает информационную среду. Наряду с этим существует слой населения, который делает только первые шаги в этом направлении, слой отчужденных людей от новой информационной среды и, наконец, часть населения, активно противостоящая нововведениям, считающая их общественно вредными. Такой цифровой раскол населения развитых стран влияет на их социальную структуру или социальную стратификацию.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме

Некоторые особенности исторического пути Югославии
Восточный вопрос! Кто из нас в этот месяц не переживал довольно необыкновенных ощущений, и сколько было толков в газетах! И какое смущение в иных головах, какой цинизм в иных приговорах, какой добрый честный трепет в иных сердцах, какой г ...

Каменное зодчество Пскова
В Пскове во второй половине XIII — первой половине XIV в., а также в более позднее время возводились в основном оборонительные сооружения, что обусловливалось напряженной политической обстановкой на северно-западных границах Руси. В это в ...

Монументальная живопись Новгорода
В изобразительном искусстве Новгорода XII—XIII вв. одно из ведущих мест принадлежало монументальной живописи. Редкий из новгородских каменных храмов не был тогда расписан фресками, хотя, к сожалению, почти все росписи уже погибли. Оконча ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация