Историческая живопись нашла свое наивысшее выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848–1916). В истории художника более всего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности. Первое произведение, принесшее В. И. Сурикову славу, – "Утро стрелецкой казни" (1881 г.). Композиция построена на контрасте: горе, ненависть, страдание, воплощенные в фигурах идущих на смерть стрельцов и их близких, противопоставлены восседающему на коне, каменно застывшему в отдалении Петру. Контраст положен в основу многих картин Сурикова. "Меншиков в Березове" (1883 г.) – богатые одежды "полудержавного" светлейшего князя, сидящего в бедной и темной крестьянской избе в окружении детей, создают диссонанс, подчеркивающий образ рухнувшей жизни, тяжелого удара судьбы, величайшего внутреннего напряжения. "Боярыня Морозова" (1887 г.) – фанатичный взгляд и темные одежды неистовой староверки противопоставлены ярко разодетой толпе народа, частью с сочувствием, а частью просто с любопытством взирающей вслед простым крестьянским розвальням, увозящим в заточение непокорную боярыню. К позднему периоду творчества В. И. Сурикова относятся картины "Взятие снежного городка" (1891 г.), "Покорение Сибири Ермаком" (1895 г.), "Переход Суворова через Альпы" (1899 г.), "Степан Разин" (1907 г.).
Кроме В. И. Сурикова картины на исторические темы писал В. М. Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880 г.), "Аленушка" (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне "Богатыри" (1898 г.).
В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название "Мир искусства". Во главе образовавшегося кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев. Основное ядро объединения составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. "Мир искусства" устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей "Мира искусства" являет собой русский вариант модерна. Мирискуссники отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир по их мнению лишен красоты и поэтому недостоин внимания. В поисках прекрасного художники "Мира искусства" в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого. Для художников начала ХХ века социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа "ушедших веков". Острые коллизии и значительные исторические деятели гораздо меньше интересовали их, чем своеобразие костюма, неповторимый колорит старины. Ведущим в работах многих художников, входивших в "Мир искусства", стал историко-бытовой жанр.
Изящество галантного XVIII в., прихотливость и некоторая театральность барокко, изысканная красота придворного быта стали темами для работ А. Н. Бенуа ("Прогулка короля" 1906 г.), Е. Е. Лансере ("Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" 1905 г.), К. А. Сомова ("Прогулка маркизы" 1909 г., "Зима. Каток" 1915 г.).
Мир древнерусской истории был представлен в работах А. П. Рябушкина ("Московская улица XVII века в праздничный день" 1895 г., "Свадебный проезд в Москве. XVII столетие" 1901 г.), Н. К. Рериха ("Заморские гости" 1901 г.). Неповторимый образ Святой Руси, образ чистой, просветленной красоты создал в своих работах М. В. Нестеров. Его картины "Видение отроку Варфоломею" (1890 г.), "Великий постриг" (1898 г.), "На Руси" (1916 г.) создают настроение душевной гармонии, умиротворенной созерцательности. М. В. Нестеров расписывал храмы. В поздний период творчества уже в советское время им была создана целая серия портретов деятелей науки и искусства (портреты академика И. П. Павлова, скульптора В. И. Мухиной, хирурга академика С. С. Юдина).
Статьи по теме
Конвенциональные знаки
Конвенциональный (условный) знак служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенно ...
Образование, просвещение и наука русского зарубежья
Русские эмигранты послереволюционной попы делали все возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. С это целью во многих европейских странах были созданы русские школы и ...
Возникновение импрессионизма. Общая характеристика творчества
На рубеже 18-19 веков в большинстве стран Западной Европы произошел новый скачок в развитии науки и техники. Индустриальная культура проделала огромную работу по укреплению духовных основ общества, преодолению рационалистических ориентиро ...