Закономерности золотой пропорции в архитектуре

Материалы » Золотая пропорция – критерий гармонии и красоты » Закономерности золотой пропорции в архитектуре

Страница 2

Театр Диониса в Афинах трехъярусный. Первый ярус имеет 13 секторов, второй – 21 сектор, что тоже отвечает золотой пропорции. Шедеврами архитектуры являются и многие русские храмы, которые строились на протяжении нескольких столетий.

В плане стены храмов шли опорные колонны обычно вписываются в квадрат 1:1 или прямоугольник со сторонами 1:2. В квадрат вписываются и многие фасады древних храмов (например, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском 1230-1234).

Архитектурная композиция церкви Покрова на Нерли (1165) считается наиболее совершенным творением владимирских зодчих. Знакомство с храмом Покрова создаёт образ гармонии, архитектурной красоты. В основе взаимосвязанных пропорций положен прямоугольник со сторонами 1:2 и диагональю и его производная - золотая пропорция, что и определяет красоту храма.

Золотая пропорция обнаружена и в архитектуре церкви Вознесения в Коломенском (1532). В основу пропорций этого храма положен прямоугольник со сторонами 1 и , который состоит из двух прямоугольников золотого сечения. Удивительным разнообразием форм и деталей отличается собор Василия Блаженного (Москва), которому нет равных в России.

Архитектурное убранство всего собора продиктовано определённой логикой и последовательностью развития форм. Как указывает М.А.Ильин, «нарастание декоративных форм ввысь вторит всему замыслу здания. Формы вырастают одна из другой, тянутся вверх, подымаясь то крупными элементами, то, образуя группы, состоящие из более мелких декоративных частей, весь смысл которых - убираться всё выше и выше к венчающему шатру, по граням которого уже вьются, бегут к главке золочёные спирали».

В соответствии с этой композиционной идеей построены и пропорции собора. Исследуя его, Б.Смоляк пришёл к выводу о преобладании в нём ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения: 1:, где . В этом членении и заключена основная архитектурная идея создания собора, единая для всех восьми куполов, объединяющая их в одну соразмерную композицию.

Невозможно утверждать, что зодчие собора Василия Блаженного знали о золотой пропорции и ее математическом выражении 1,618 и 0,618 и сознательно пользовались этой величиной в своих построениях. Они могли прийти к ней, пользуясь системой квадрата и прямоугольника «два квадрата», отношением их сторон и диагоналей, а, также используя пропорциональные циркули, которые существовали еще в Древней Греции.

В пропорциях Успенской церкви Елецкого монастыря он установил преобладание золотой пропорции и отношений в квадрате и «двух квадратах», т.е. 1:1 и 2:. Ширина и высота храма, высота ярусов, купола, подкупольного пространства и многие другие размеры частей связаны между собой золотой пропорцией или ее половиной.

Присутствие двух основных пропорций в Елецкой церкви обусловлено замыслом ее создателя, его представлением о гармонии и красоте. Для осуществления этого замысла при строительстве церкви, по мнению И.Шевелева, применяли два эталона длины – маховую, или большую сажень (191,6 см) и малую сажень (154,9 см). Их отношение равно 0,809 или половине золотой пропорции. При создании архитектурных храмовых сооружений, в стремлении создать непревзойденные шедевры гармонии и красоты. Древнерусские мастера опирались не только на интуицию, но и на осознанную систему пропорций и в том числе на золотое сечение. Это и определило непреходящую эстетическую ценность созданных ими храмов. Переход на метрическую систему мер, отказ от системы саженей – хорошо продуманный, основанный на гармонической пропорции, привел к отказу от гармонических принципов построения архитектурных сооружений. Вместо сложных, близких к природе очеловеченных пропорций здания с множеством округленных очертаний пришли к убогой прямолинейности геометрически – правильных сооружений, с квадратами и прямоугольниками фасадов, с прямоугольными окнами.

Золотая пропорция – понятие математическое, ее изучение – это прежде всего задача науки. Но она же является критерием гармонии и красоты, а это уже категории искусства. В своей работе я рассмотрел лишь некоторые области искусства, в которых сознательно или интуитивно применялась «золотая пропорция»: скульптору, архитектору, поэзию, живопись, музыку. Но золотая пропорция определяет и закономерности развития многих организмов, ее присутствие отмечают почвоведы, химики, геологи, астрономы и др. ученые.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Культура России XVIII в
В XVII веке в истории России завершается период средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности – первые мануфа ...

Отношение просветителей к религии
Просветители были едины в понимании причин существования религии, полагая, что религия - это результат фанатизма, невежества и обмана. В свое время была популярной идея Вольтера (1694 - 1778) о том, что религия возникла тогда, когда встре ...

К. Брюллов
В то время как продолжала свое развитие жанровая линия, так определенно выявившаяся в творчестве Венецианова и его учеников, в 30—40-е годы на первый план выдвинулась историческая картина. Именно она оказалась тем жанром, в котором происх ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация