«Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. А.А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая из условных знаков, оформленных в строки, существовала в степной полосе России уже в середине II тысячелетия до н. э. А.С. Львов и Н.А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрского слогового письма. На чем основаны эти заявления? Существует целая группа археологических памятников, содержащих знаки обрывки текстов древнего, не прочитанного еще письма. Это прежде всего памятники русского Причерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) —.каменные плиты, надгробья, амфоры, монеты и т.д. Указания на славянскую письменность, существовавшую до Константина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источниках IX—X вв. Важнейший из них — сказание Черноризца Храбра «О племенах», касающееся ряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается, что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счета использовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, что следы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднее время, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства, продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами, правда, неточно, так как латинское и греческое письмена не могли передать многих славянских звуков. Показательно, что инициативу освоения античных алфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страны христианским миссионерам. Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет» документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале X в. имела письменность. По мнению академика Б.А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятся к 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Осколда. Ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства являются тексты договоров русских князей с Византией X в.
Размышляя об эволюции славянского письма, Л.В. Черепнин предположил, что оно прошло «путь, общий всем народам, - от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому) письму» — т. е. на первых шагах ему были свойственны и пиктографические, и идеографические (символические) знаки. В.А. Истрин выразил сомнение в том, чтобы один народ мог пройти все эти стадии самостоятельно, без заимствований у соседей, так как при этом история письма должна бы растянуться на века и даже тысячелетия 3ЛНедавние исследования Б.А. Рыбакова снимают это возражение: ясные следы протослявянской культуры просматриваются с конца III тысячелетия до н. э., праславянской — середины II тысячелетия до н.э. Итак, безусловным историческим фактом является то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели и одновременно пользовались тремя видами письма. Отсюда следует, что подвиг Константина и Мефодия, состоящий в «создании славянской письменности», нельзя понимать таким образом, будто они создали ее на пустом месте, «с нуля», превратив славян из народа бесписьменного в народ письменный. Но они действительно «создали письменность» — ту, которая сразу вошла в культурный фонд большинства славянских народов, ту, развитым вариантом которой пользуемся сейчас мы»(славянская азбука).
Статьи по теме
Архитектура и изобразительное искусство
Империя сменила республику, однако отношение римлян к людям творческих профессий не изменилось: художники, скульпторы и архитекторы не считались людьми, занимающимися достойным делом. Тем не менее, Рим, который теперь стал центром мира, о ...
Создание системы образования и высшей школы Советской Беларуси
С Началом беларусизации государственными языками были призваны белорусских, русский, польский и еврейский, что ярко свидетельствует о традиционной толерантности белорусского общества. Переход на белорусский язык государственного аппарата, ...
Живопись Диего Веласкеса
Веласкес, Диего да Сильва (1599-1660) – Испанский художник эпохи Барокко. Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого он был женат. В1622 г. приехал в Мадрид, где его заказчиком и покровителем стал граф Оливаре ...