Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30000 лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это бесписьменная культура.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
- каменная культура,
- наскальная живопись,
- глиняная посуда.
В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы – камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал – огнеупорную глину – и стал применять её для изготовления посуды и скульптуры.
Ориньякская культура (поздний палеолит). Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше – около 25 тыс. лет тому назад.
К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см. обычно подчёркнуто массивных форм. Женские скульптурки учёные считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
Склонность первобытного человека изображать именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. И зоологические и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение, выполняли культовую функцию. Религия и искусство возникли практически одновременно. Наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.
Первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика, живопись, скульптуры, декоративное искусство, рельефы и барельефы.
На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстракционного орнамента, нанесённого на глиняную посуду. Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия – над собирательством, осёдлого образа жизни – над кочевым, патриархата – над матриархатом. А также разделением культуры на духовную и материальную, возникли государства, городские цивилизации и архитектура, письменности; разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.
Погребение следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. В архитектурном плане, погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями и групповые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений.
Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. В 1879 году в горах Кантабрии, на севере Испании, была впервые открыта палеолитическая пещерная живопись. Осветив своды пещеры, работавший здесь археолог увидел нанесённые красно-коричневой краской силуэты животных: оленей, коз, кабанов, ланей, полихромные изображения бизонов. Живопись была настолько совершенна, что учёные долго не решались поверить в её древность.
Через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. Женщины — первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.
По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине.
Статьи по теме
Погребальная утварь
Из всей погребальной утвари самым главным предметом, естественно, являлся саркофаг. Неферхотеп еще при жизни неоднократно посещал мастерскую, где изготовляли саркофаг для его мумии.
Фараону и знати было недостаточно одного гроба. Муми ...
Привозные литейные иконы
Меднолитная пластика – кресты, иконы и складни – это крупное национальное явление русской художественной культуры. В Древней Руси обязательной принадлежностью каждого христианина являлся крест, он сопровождал его с рождения до самой смерт ...
Деревянное зодчество
Каменному зодчеству Древней Руси на всем многовековом пути развития сопутствовало деревянное. Оно уходит своими корнями в седую языческую древность. Навыкам хоромного и культового строительства из бревенчатых срубов во многом было обязано ...