Женские образы в творчестве импрессионистов

Материалы » Искусство импрессионистов » Женские образы в творчестве импрессионистов

Страница 1

Значительное место в творчестве импрессионистов занимает портретная живопись, в частности, изображение женских образов. Наиболее ярким представителем этого направления импрессионизма является Огюст Ренуар (1841-1919). Жизнерадостное восприятие мира, присуще в целом всему импрессионизму, особенно отчетливо проявилось в его творчестве.

В отличие от большинства импрессионистов, главной темой которых стал пейзаж, Ренуара привлекает повседневная жизнь человека сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне.

Модели Ренуара далеки от классического идеала красоты; он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками часто это были деревенские девушки служанки, няни. Ренуара привлекали молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы. Особое место в творчестве Ренуара занимают женские образы, отличающиеся поэтическим обаянием. Внутренне различные, но внешне сходные между собой, они словно отмечены печатью общей эпохи и среды.

В сделанных им портретах нет психологической глубины, но сходство с оригиналом в них установлено тонко, привлекает живой блеск глаз, нежные отсветы окружающих красочных тонов на коже лица. Он, как и другие импрессионисты, отказался от тщательного выписывания формы каждого предмета, сосредоточив внимание на передаче этой формы в трепетных бликах того или иного освещения.

В октябре 1870 года Салон принял «Алжирскую женщину» и «Купальщицу с грифоном» Ренуара. Нарядные картины, на которых запечатлена лёгкая, счастливая жизнь. Ренуар на свой манер идеализировал мир из стремления к безмятежной ясности, из любви к жизни. Он смотрел на мир благожелательным взглядом, не замечая в нём зла и низости, ощущая только его поэзию. На второй выставке Ренуар представил пятнадцать картин, среди них этюд «Обнажённая на пленэре», «Женщина за фортепиано», «Завтрак у папаши Фурнеза».

Женщины Ренуара, похожие на цветы, нежнокожие и ясноглазые, грациозные и непринужденные, сидят за столиками кафе, танцуют, качаются на качелях; в их движениях - кошачья легкость, свет, проходящий сквозь листву, или свет ламп в театральных ложах придает им дразнящее очарование.

Значительное место в жизни художника занимала актриса Жанна Самари, ее образ запечатлен в трех работах, считающихся одними их лучших. Вряд ли найдется в мировой живописи много портретов, где бы так естественно сочетались мысль и чувство, румянец жизни и обаяние человеческого разума.

На портрете Жанна Самари изображена в естественной позе, обращенной к зрителю, однако в ее внутреннем состоянии есть и некоторая отрешенность: женственно-прекрасная и обаятельная, она - здесь, перед нами, и в то же время, словно чуть-чуть отдалена от нас.

Самый сильный цветовой акцент в картине - розовый фон - определяет общее состояние всего портрета. Это скорее общая среда, из которой постепенно возникают очертания фигуры. Белый холст, просвечивая через тонкий красочный слой, придает розовому цвету особую светоносность и подвижность.

На розовом фоне горят золотистые волосы Жанны Самари, подвижные мазки кисти художника намечают ее плечи; уплотняясь, они отчетливо лепят форму руки с золотым браслетом, которой актриса слегка подпирает голову.

И, наконец, последний акцент - четко прорисованные глаза и губы Жанны Самари. Они будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Образ как бы рождается на глазах зрителя, переходит от общего состояния, определяемого розовой средой фона, к частному, конкретному - к красоте руки и женственности мягкого взгляда.

Ренуар любил писать парижанок, его привлекало их лукавство, шарм, изящные движения. В портрете «Девушки в черном», написанном в начале 1880 годов, Ренуар показывает другую красоту, красоту юных лиц, не знающих грима и косметики. Черный цвет отливает синим, лиловым, так как он освещен лучами солнца.

Портрет Ренуара, обычно называемый «Девушка с веером», предположительно изображает юную дочь господина Фурнеза, хозяина ресторана «Лягушатник», расположенного невдалеке от Парижа, где часто бывали Ренуар и другие импрессионисты. В этом портрете Ренуар, оставив в стороне психологический облик модели, великолепно раскрыл перед нами, как хороши молодость, красота, здоровье, свежесть и то, еще бездумное, наслаждение жизнью, которое свойственно лишь очень молодым людям.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Искусство Мезолита
Среди памятников культуры мезолитического населения Европы особое место принадлежит наскальным изображениям испанского Леванта (словом «Левант» обозначается в настоящее время восточное побережье Средиземного моря). Левантийские наскальные ...

Искусство средневекового Египта
История средневекового искусства Египта начинает­ся коптским периодом. Искусство коптов — египтян, исповедующих христианство,— развивалось в IV—VII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи. От этого времени ...

Древнерусская литература
Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие фольклора. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты, загадки и легенды долго жили в народной памяти, Особо следует сказать о таком эпическом жанре, как героический был ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация