Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза

Материалы » Информационные потребности студента » Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза

Страница 3

Число функций не ограничено, и специалисты выделяют еще ряд функций: мемориальная – способствующая социализации личности; информационная – служащая основой для осуществления информационной деятельности библиотеки; коммуникационная – обеспечивающая социальные и электронные коммуникации абонентов с информационными технологиями, а так же взаимодействие библиотеки с другими информационными структурами; ценностно-ориентационная – направленная на социализацию личности; просветительская – тесно связана с образовательной функцией [20].

Так же специалисты-практики к основным библиотечным функциям (сбор, хранение и предоставление в пользование источников информации) добавляют новую функцию, присущую современным библиотекам: сосредоточение электронных информационных нитей, ведущих к любым источникам [9].

Конечно же, все вышеперечисленные функции присущи и вузовской библиотеке. Однако у вузовской библиотеке как субъекта информационного обслуживания есть свои функции, характерные только для нее. Функции прописаны в Примерном положении о библиотеке высшего учебного заведения [4]. В данном документе выделены такие функции:

¾ Организация дифференцированного обслуживания читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи по единому читательскому билету, применяя методы индивидуального и группового обслуживания;

¾ Бесплатное обеспечение читателей основными библиотечными услугами (предоставление полной информации о составе библиотечного фонда, оказание консультационной помощи в поиске и выборе произведений печати и других документов, выдача документов во временное пользование, составление в помощь научной и учебной работе вуза библиографических указателей, списков литературы; выполнение тематических, адресных и других справок; организация книжных выставок и т. д.);

¾ Предоставление читателям других видов услуг, в том числе платных;

¾ Прививание навыков поиска информации и ее применения в учебном процессе и научной работе;

¾ Обеспечение комплектования фонда в соответствии с образовательно-профессиональными программами, учебными планами и тематикой научных исследований;

¾ Изучение степени удовлетворения читательского спроса с целью корректировки планов комплектования фондов, планирования выпуска литературы вузом и приведения в соответствие информационных потребностей читателей и состава фонда и др.

Примерное положение прописывает и основные задачи, стоящие перед вузовской библиотекой. Среди них:

¾ полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, учащихся, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий читателей вуза в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к любым фондам;

¾ формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем вуза и информационными потребностями читателей;

¾ расширение репертуара библиотечных услуг, повышение их качества на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризации библиотечно-информационных процессов;

¾ проведение научных исследований и методической работы по вопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.

Данные функции и задачи выполняют структурные подразделения библиотеки. Перечислим только те из них, которые заняты непосредственным информационным обслуживанием пользователей. Это такие как отдел обслуживания научной литературой с секторами, отдел обслуживания учебной литературы с секторами, отдел гуманитарно-просветительской работы с секторами, научно-библиографический отдел с секторами, отраслевые отделы [3].

Кроме задач и функций библиотека имеет конкретную миссию в обществе. Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки – ответственное задание, поручение. Миссия библиотеки – это ответственное задание, поручение библиотеке как социальному институту, данное обществом. Конечно миссия любой библиотеки, в том числе и вузовской – это информационное обслуживание всех категорий пользователей; обеспечение свободного доступа к мировым ресурсам информации

Чтобы оперативно и качественно осуществлять информационное обслуживание вузовская библиотека, как и любая другая библиотека, стремится жить и развиваться в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к ней. Директор научной библиотеки Орловского государственного технического университета Свергунова Н. М. утверждает, что каждый пользователь вузовской библиотеки хочет получать хороший сервис. Для библиотеки вуза должно быть выделено отдельное здание, позволяющее организовать деятельность каждого отдела в соответствии с поставленными целями. Так же важен для полного и качественного информационного обслуживания оптимальный режим работы библиотеки, который должен согласовываться с расписанием учебных занятий, чтобы пользователь мог в любое удобное для него время воспользоваться информационными услугами. В современной вузовской библиотеке все библиотечно-библиографические процессы должны быть автоматизированы, что должно улучшать процесс информационного обслуживания пользователей. Так же важной составляющей качественного библиотечного и справочно-библиографического обслуживания является тщательное комплектование фонда, при котором нужно учитывать качественные, количественные, видовые характеристики приобретаемых источников информации. При комплектовании должны учитываться и информационные потребности пользователей, которые условно можно разделить на учебные, научные и культурные. Разнообразие потребностей пользователей требует от вузовской библиотеки полноты комплектования фонда. Свергунова Н. М. отмечает, что вузовская библиотека наряду с традиционными библиотечными и библиографическими услугами должна предоставлять и дополнительные информационные услуги: заседания литературных клубов, творческих встреч, вернисажей, видео-гостиных, мастер-классов, круглых столов, конференций, семинаров и т. д. [28].

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Русское Просвещение
Русское Просвещение унаследовало проблематику Европейского Просвещения, но осмысливало и развивало ее вполне самобытно, в контексте с исторической ситуацией, сложившейся в российском обществе того времени. Просветители создали особую нра ...

Архитектура
В 1890—1900 г.г. в русской архитектуре появляются новые течения — модерн и неоклассицизм. Если первый проник в Россию с Запада, то второй был чисто национальным явлением. Модерн зародился как противовес царившей тогда эклектике, и основны ...

Функции и ритуал
Во внешнем дворе (Дворе язычников) тем, кто пришел принести жертву, продавали жертвенных животных. Здесь же располагались столы менял, у которых можно было обменять деньги на валюту, официально принятую для пожертвований в Храме. Во внут ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация