Искусство средневековой Руси

Культура Средневековой Руси » Искусство средневековой Руси

Страница 2

Период XV-первой половины XVI в. называют «золотым веком» русской живописи, вошедшим своими шедеврами в историю мировой культуры. Начало этого периода связано с творчеством выходца из Византии Феофана Грека. Ему принадлежит живопись церкви Спаса в Новгороде, в Москве - церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора Кремля. Шедеврами Феофана Грека считаются иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» в московском Благовещенском соборе.

В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Греком принимал участие другой выдающийся художник Руси - Андрей Рублев. Самое совершенное из известных произведений Рублева икона «Троица», в которой автор воплотил идеал нравственного совершенства.

Крупнейшим мастером рублевского направления на рубеже XV-XVI вв. был Дионисий. Дионисий в своих работах пытался ответить на новые эстетические запросы. Работая над иконой «Митрополит Алексий», он пытался изображать святых как живых людей. Дионисий создал, хотя и идеализированный, но живой портрет конкретного человека. Влияние этого художника сказалось на всем искусстве XVI в.

В середине XVI столетия усиливается церковная регламентация и в живописи. Решения Стоглавого собора требовали от иконописцев писать в соответствии с греческими канонами. Было канонизировано и художественное наследие Андрея Рублева.

Рассматривая живопись XVII в., следует выделить два периода. Первая половина столетия ознаменовалась борьбой двух направлений в живописи. Первое, «годуновская школа», тяготело к монументальным традициям прошлого и было попыткой строгого следования древнему канону.

Другое направление, «строгановская школа», явилось более свежей струей в живописи. Работы этой школы несли в себе усиленное эстетическое начало. Для них характерны виртуозный рисунок, тщательная детализация, многофигурность композиции, насыщенная орнаментация, полихромовый колорит. Наиболее выдающимся мастером этой школы был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны мягкость колорита, пластичность и изящность вытянутых фигур.

Несмотря на нанесенный урон, отечественное искусство продолжало развиваться. Становление искусства единой Руси шло на основе национальных традиций, по пути постепенного преодоления местных особенностей. В результате переоценки эстетических ценностей, борьбы старых и новых тенденций начинается медленный отказ от церковных канонов, набирает силу процесс обмирщения искусства.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

Шумерские мифы
Благодаря труду ученых-шумерологов, среди огромного материала, который имеется в нашем распоряжении, выделяются три мифа, которые нашли столь широкое распространение, что их можно считать базовыми мифами. Сейчас стало ясно, что, хотя эти ...

Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития
В IV – III тыс. до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась высокая культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли дру ...

Значение творчества импрессионистов в мировой культуре
В истории мировой культуры импрессионизм оставил яркий, неповторимый след, оказав глубокое воздействие на обогащение чувства прекрасного. Для человека XIX столетия осмысление импрессионистических открытий равнозначно, прежде всего, приобщ ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация