Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг

Материалы » Культура Советской Беларуси » Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг

Страница 1

Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения на X съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация». В БССР коммунистическая партия большевиков была вынуждена считаться со сложным политическим обстоятельствами становления белорусской государственности, передачей Западной Беларуси в состав Польши по окончании советско-польской войны и незавершенным процессом национально-территориального строительства. Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусской государственности через формирование у местного населения высокого уровня национального самосознания, которое должно было основываться на возрождении и развитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания по ликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусский язык обучения, организовывалась научно-исследовательская работа и создавалась система высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственной белорусской интеллигенции в партийном, государственной, научной и культурной сферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты. leczenie oty?o?ci u dziec legnica, jawor в россии

В 1920-1930-е гг. на Беларуси под знаком борьбы с «религиозным дурманом» стала проводиться политика воинствующего атеизма. Были арестованы сотни священников, преданы огню тысячи церковных книг и икон, уничтожались храмы и монастыри. Так, в Могилеве под предлогом «социалистической реконструкции города» только за одну ночь было взорвано 9 культовых ансамблей, как католических, так и православных. На территории Западной Беларуси, входившей в состав польского государства, шла борьба за сохранение и открытие новых белорусских школ («Товарищество белорусских школ»). Просветительской деятельностью в Вильне занимались браться И. и А. Луцкевичи, В. Ластовский, написавший «Историю белорусской книги», М. Горецкий, создавший «Хрестоматию белорусской литературы», «Историю белорусской литературы», «Русско-белорусский словарь». Большой популярностью пользовалась «Грамматика» Б. Тарашкевича.

Да, бесспорно и то, что беларусизация привела к возвышению на территории республики белорусского языка, самобытности, культуры, белорусского этноса, но в тот же момент, нельзя не отметить и тот факт, что вышесказанное было временным воздействием, так как дальнейшие репрессии и отход от белорусского под воздействием Сталинской политики привели спаду и прекращению прогрессии в какой-то степени процесса беларусизации. Противоречия понятны при понимании того, что белорусизация была отброшена от своих начальных этапов и целей в угоду политических взглядов на республику большевиков.

Культурология – наука сравнительно новая, сформировавшаяся как самостоятельная дисциплина только в XX веке.

Далеко не в каждом толковом словаре можно найти расшифровку этого понятия. На фоне стремительно возрастающего числа новых научных дисциплин, обусловленного информационным «взрывом», се появление прошло практически не замеченным, по крайней мере, среди специалистов естественнонаучного направления. Реакцией на нововведение в учебных заведениях было скорее легкое недовольство – опять возрастает нагрузка на студентов и, следовательно, необходимо уменьшать число часов на другие дисциплины. Однако культурология – это случай особый.

Дифференциация наук – естественный процесс, обусловленный непрерывным и экспоненциальным ростом знаний человека о природе и ограниченной возможностью человека их усваивать. Когда-то наука была единой, включая в себя то, что стало впоследствии физикой, химией, биологией, историей и т.п.

Со временем и эти научные дисциплины разделились на множество самостоятельных дисциплин и конца этому делению не видно. Несомненно, процесс этот носит прогрессивный характер. Появляется возможность вооружить специалиста более глубокими знаниями по тем вопросам, которые он должен рассматривать. Дифференциация не может продолжаться бесконечно. На новом витке развития человека снова появляется потребность в интеграции наук, в научной дисциплине, которая бы их объединяла.

И самым подходящим претендентом на эту роль является культурология. Понятие «культура» включает в себя всю совокупность знаний человека об окружающем его мире и самом себе, все, что человек познает и создает. Таким образом, наука о культуре более естественным образом предназначена выполнять ту функцию интегратора, которую в какой-то мере узурпировала философия, поскольку последняя рассматривает только теоретические аспекты научного познания, игнорируя прозаические вопросы практики.

Также нельзя не упомянуть и то влияние, которое оказывала НЭП на территории Беларуси, и в связи с этим и характер воздействия на культурное строительство в республике.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Культура сословий
Сословное деление общества было чрезвычайно развито в древности. В ряде стран (Англия, Голландия, Испания, Швеция) некоторые его элементы сохранились и поныне. В разных государствах, в разные эпохи существовали различные сословия. Различн ...

Развитие советского кино
Но все когда-нибудь кончается. Октябрьский переворот 1917-го послужил многим известным российским кинематографистам эффектным трамплином на Запад. Так что первый «совдеповский» фильм «Уплотнение» (1918), поставленный заурядным конъюнктурщ ...

Н.А. Бердяев – философ свободы и творчества
Тема свободы - основная в творчестве Николая Александровича Бердяева (1874 -1948), наиболее известного на Западе представителя русской философской и культурологической мысли. «Всю мою жизнь я был бунтарем», - записал Бердяев в своей «Авт ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация