«Культура – это специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе, а также к артефактам культуры (продуктам кулътуротворчества)».
Культурология – сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую область знаний в XVIII в. и приобрела статус самостоятельной научной дисциплины лишь в XX в. Сам термин «культурология» (cultura – культура и logos – знание, теория, наука) был введен американским ученым Л. Уайтом в начале 1930-х гг. Буквальный перевод – наука о культуре.
Культура – одно из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и играет в нем такую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии.
Понятие культуры характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который выражается и проявляется во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры.
Какова же сущность культуры как одного из важнейших факторов человеческого бытия? Существуют различные подходы к определению понятия культуры. Выделим среди них следующие:
описательный – просто перечисляются (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры, например, обычаи, верования, виды деятельности;
антропологический – культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противоречащий природе, искусственно созданный человеком (вторая природа);
ценностный (аксиологический) – культура – совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми;
нормативный – содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей;
адаптивный – культура – свойственный людям способ удовлетворения потребностей, особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям;
исторический – культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению;
функциональный – характеризует культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривает единство и взаимосвязь этих функций в ней;
семиотический – культура – система знаков, используемых обществом;
символический – акцентирует внимание на употреблении символов в культуре;
герменевтический – культура – множество текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми;
идеационный – культура – духовная жизнь общества, поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти;
психологический – указывает на связь культуры с психологией поведения людей;
социологический – культура – фактор организации общественной жизни; совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Статьи по теме
Вклад мыслителей эпохи возрождения в понимание культуры
Хронологические рамки эпохи Возрождения - 14-16 вв. Возрождение по-французски Ренессанс. Возрождение в истории Европы являлось переходной эпохой от средних веков к Новому времени, от феодального общества к буржуазному. В это время в европ ...
Живопись
В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой, Кандинского, Малевича, Татлина и др.).
В этот сложный период для страны, для живописцев ...
Письмо как искусство
«Изучением письма с художественной точки зрения до сих пор сильно пренебрегали. Хотя основным назначением письма является не достижение, художественного эффекта, а запись и передача сообщения, все же письмо во все времена включало в себя ...